Сотрудники Биологического института ТГУ провели эксперимент, в ходе которого оценили способность кровососущих жёлтолихорадочных комаров  переносить микропластик

Согласно результатам исследования, личинки комара Aedes aegypti активно накапливают в кишечнике полимерные микрочастицы. Комары откладывают яйца в водоемах, лужицах, емкостях с водой или ямах, канавах и впадинах, заполненных водой. После линьки полимерный материал сохраняется внутри взрослых комаров, так и происходит вынос микропластика на сушу.

Подробнее об исследовании рассказала заведующая кафедрой зоологии беспозвоночных БИ ТГУ Анастасия Симакова: “Комары были выбраны для эксперимента не случайно. Они являются насекомыми с полным превращением, проходят четыре этапа развития: яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое (имаго). Помимо этого комары – амфибионты: первые три стадии они проводят в воде и, только перелиняв, имаго выбираются на сушу. Задача эксперимента заключалась в том, чтобы посмотреть, могут ли комары аккумулировать микропластик и способствовать его переносу из воды в другую среду”.

В начале эксперимента в питание личинок добавляли шарики полистирола, размером два микрона. Этот термопластичный полимер окрашивали красителем со светящимся пигмента. Корм засыпали в воду, где выращивались личинки. Через некоторое время их извлекали, помещали в 70-процентный этиловый спирт, затем растворяли, чтобы привести в однородное состояние.

Некоторых личинок доращивали до стадии куколки и повторяли процесс – фиксировали в спирте и растворяли. То же самое происходило с особями, которых доросли до взрослого состояния. Затем биологические образцы исследовали под эпифлюорисцентным микроскопом.

Окрашенный полистирол под эпифлюорисцентным микроскопом

“Окрашенный полистирол под микроскопом очень хорошо виден, поскольку он светится. В процессе изучения образцов мы увидели, что личинки накопили в кишечнике большое количество микропластика. У куколок и имаго он в меньшем количестве, но тоже стабильно присутствовал. Это говорит о том, что комары способны активно участвовать в транспорте микропластика. Скорее всего, в природной среде происходит то же, что в лабораторном эксперименте: на стадии личинки в водоёмах, большинство из которых сейчас содержат микропластик, комары его аккумулируют и впоследствии переносят на сушу”, – объяснила Анастасия Симакова.

Источник фото: Википедия