Новое исследование Университета Бата, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), перевернуло традиционные представления, подчеркнув роль взаимодействия людей при переходе от охоты и собирательства к земледелию — одному из крупнейших изменений в истории человечества — вместо более ранних идей, которые фокусировались на экологических факторах.

Переход от образа жизни охотников-собирателей, которого человечество придерживалось сотни тысяч лет, к оседлому земледелию около 12 000 лет назад широко обсуждался в таких популярных книгах, как «Sapiens: Краткая история человечества» Юваля Ноя Харари.

Исследователи из Университета Бата, Института эволюционной антропологии Макса Планка в Германии, Кембриджского университета и Калифорнийского университета разработали новую математическую модель, которая опровергает традиционное мнение о том, что этот важный переход был обусловлен внешними факторами, такими как потепление климата, увеличение количества осадков или развитие плодородных речных долин.

Исследование показывает, что люди были не просто пассивными участниками этого процесса; они сыграли активную и решающую роль в переходе. Такие факторы, как различные темпы роста населения и уровень смертности, вызванные конкуренцией между охотниками-собирателями и фермерами, определили сельскохозяйственное развитие этих регионов.

Используя модель, изначально разработанную для изучения взаимодействия хищников и жертв, исследователи изучили, как ранние земледельцы и охотники-собиратели могли влиять друг на друга. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ранние земледельческие общества распространялись благодаря миграции, конкуренции и культурному обмену, изменяя образ жизни охотников-собирателей и их взаимодействие с окружающей средой.

Доктор Хавьер Ривас, сотрудник экономического факультета Университета Бата, сказал: «Наше исследование позволяет по-новому взглянуть на доисторические общества. Статистически сопоставив нашу теоретическую модель "хищник-жертва" с наблюдаемой динамикой численности населения, полученной из радиоуглеродных дат, мы изучили, как рост численности населения формировал историю, и выявили интересные закономерности — например, как распространение земледелия, сухопутного или морского, влияло на взаимодействие между различными группами. Что еще более важно, наша модель также подчеркивает роль миграции и культурного смешения в развитии земледелия».

Команда планирует развить эту модель, добавив больше деталей и протестировав ее в более крупных регионах. Доктор Хавьер Ривас добавил: «Мы надеемся, что разработанные нами методы со временем станут стандартным инструментом для понимания того, как взаимодействовали популяции в прошлом, и позволят по-новому взглянуть на другие ключевые моменты истории, а не только на переход к земледелию».

[Фото: ru.123rf.com]