0 комментариев 720

Исследователи Сколтеха, ТПУ и ТОИ ДВО РАН открыли новый тип «утечек» метана в Арктике

Ученые установили, что миграция солей в мерзлые гидратосодержащие породы активизирует разложение поровых газовых гидратов, а также ускоряет их оттаивание

Необычные взаимодействия между морской водой, вечной мерзлотой на дне океана и залежами «замороженного» метана приводят к ускоренному высвобождению природного газа и его попаданию в атмосферу. К такому выводу пришли российские ученые, опубликовавшие статью в журнале Geosciences, — это специалисты из Сколтеха, Томского политехнического университета и Тихоокеанского океанологического института Дальневосточного отделения Российской Академии Наук, сообщает пресс-служба ТПУ.

Исследователи провели эксперименты по взаимодействию мерзлых пород, содержащих реликтовые гидраты метана, с солевыми растворами при различных отрицательных температурах и установили, что миграция солей в мерзлые гидратосодержащие породы активизирует разложение поровых газовых гидратов, а также ускоряет их оттаивание.

Одним из крупнейших источников выброса метана в атмосферу в арктическом регионе является Восточно-Сибирский шельф. Большая часть метана попадает в атмосферу при разложении газовых гидратов — кристаллических соединений, образующихся из газа и воды при низкой температуре и высоком давлении и напоминающих ледяную массу, которую весьма условно можно назвать газом в твердом состоянии — объем одного такого соединения в 160-180 раз больше объема, занимаемого чистым газом. При нарушении условий их стабильного существования газовые гидраты, образовавшиеся многие тысячи лет назад в благоприятных природных условиях, могут начать разлагаться на газ и воду.

Как отмечают исследователи, поскольку эти процессы усиливают эмиссию метана из мерзлых гидратосодержащих пород, что важно для понимания механизма массированной разгрузки метана из донных отложений, результаты экспериментов были использованы для построения модели взаимодействия мерзлой гидратонасыщенной толщи с морской водой на арктическом шельфе. Ученые уверены, что полученные данные позволяют объяснить причину восходящего движения метанового фронта, открытого авторами на Восточно-Сибирском шельфе на основе комплексных геофизических и биогеохимических исследований.

арктика метан