Исследователи поняли, как кукуруза нарушает генетические законы

Многие негибридные сорта кукурузы содержат аномальную хромосому, которая передается с частотой 75% вместо обычных 50%, обманывая женскую часть цветка во время мейоза, - пишет phys.org.

Многие не гибридные сорта кукурузы содержат аномальную хромосому, которая передается с частотой 75% вместо обычных 50%, обманывая женскую часть цветка во время мейоза, - пишет phys.org.

Современная генетика основана на идее передачи генов потомству предсказуемым образом, описанным австрийским ботаником 19 века Грегором Менделем. Он определил, что гены существуют в парах и каждый из них имеет равные шансы быть переданным следующему поколению.

Однако иногда хромосомы способны обманывать этот процесс и передаваться с более высокой частотой. Такая хромосома, под названием Ab10, есть и в геноме кукурузы, причем о ее существовании ученым знают уже давно. «Тайна была известна в течение многих лет, прежде чем я начал ее изучать, и мы пытаемся решить эту проблему уже более 20 лет, - сказал профессор генетики из Университета Джорджии, ведущий автор исследования Келли Доу. - Было очень приятно наконец обнаружить эти гены и еще более важно узнать, что моторные белки приводят этот процесс в действие».

Команда исследователей обнаружила, что Ab10 содержит гены, кодирующие двигательные (моторные) белки. Эти белки связываются с хромосомами и активно выталкивают их в репродуктивную яйцеклетку.

Двигательные белки были обнаружены только на Ab10, и именно они позволяют этой хромосоме обходить закон Менделя и передаваться более чем 50 % потомства.

Предполагается, что так называемые системы мейотического драйва эволюционировали и вымерли много раз в истории как растений, так и животных. Присутствие таких «хитрых» хромосом благоприятствует эволюции и появлению новых биологических правил, им препятствующих и обеспечивающих тем самым общую справедливость. Именно поэтому заметить действие такой хромосомы сложно, равно как и проанализировать ее молекулярный механизм.

[Фото: phys.org]