Исследование, опубликованное в журнале Nature Metabolism, углубляет наше понимание того, что происходит в организме после длительного отсутствия пищи.

Определив потенциальные преимущества голодания для здоровья и их молекулярную основу, ученые из Исследовательского института здравоохранения Лондонского университета королевы Марии (PHURI) и Норвежской школы спортивных наук составили план для будущих исследований, которые могут привести к терапевтическим вмешательствам – в том числе для людей, которым голодание может принести пользу, но которые не могут придерживаться длительного голодания или диет, имитирующих его, например, кетогенной.

На протяжении тысячелетий люди развивали способность выживать без пищи в течение длительных периодов времени. Миллионы людей во всем мире практикуют голодание в различных целях, в том числе для улучшения здоровья и снижения веса. С древних времен оно использовалось для лечения таких заболеваний, как эпилепсия и ревматоидный артрит.

Во время голодания организм меняет источник и тип энергии, переходя от потребляемых калорий к использованию собственных жировых запасов. Однако помимо этого изменения в источниках топлива, мало что известно о том, как организм реагирует на длительное отсутствие пищи и какие последствия для здоровья это может иметь. Новые методы, позволяющие измерить тысячи белков, циркулирующих в крови, дают возможность систематически и детально изучать молекулярную адаптацию к голоданию у людей.

Ученые проследили за 12 здоровыми добровольцами, участвовавшими в семидневном голодании только на воде. За людьми ежедневно велось тщательное наблюдение, в ходе которого фиксировались изменения уровня около 3 000 белков в крови до, во время и после голодания. Определив, какие белки участвуют в реакции организма, исследователи могли бы предсказать потенциальные последствия длительного голодания для здоровья.

Как и ожидалось, в течение первых 2-3 дней исследования организм переключает источники энергии – с глюкозы на жир, накопленный в организме. Добровольцы потеряли в среднем 5,7 кг как жировой, так и общей массы. После 3 дней питания после голодания вес не снижался – потеря массы была почти полностью нивелирована, а жировая масса осталась.

Впервые ученые заметили, что после 3 дней голодания в организме происходят явные изменения в уровне белков, что свидетельствует о реакции всего организма на полное ограничение калорий. В целом, каждый третий из измеренных белков значительно изменился во время голодания во всех основных органах. Это происходило у всех добровольцев, но были и признаки голодания, выходящие за рамки потери веса, например, изменения в белках, составляющих опорную структуру для нейронов в мозге.

Клаудия Лангенберг, директор Университетского исследовательского института здоровья королевы Марии (PHURI), сказала: «Впервые мы можем увидеть, что происходит на молекулярном уровне в организме, когда мы постимся. Пост, если он безопасен, является эффективным средством для снижения веса. Популярные диеты, включающие в себя голодание, такие как интервальное голодание, утверждают, что они не только способствуют снижению веса, но и приносят пользу здоровью. Наши результаты подтверждают пользу голодания для здоровья, помимо потери веса, но она проявляется только после 3 дней полного ограничения калорийности пищи – позже, чем мы предполагали ранее».

Результаты позволили обосновать некоторые вековые знания о том, почему голодание используется при определенных заболеваниях. Хотя отсутствие пищи может быть полезным для лечения некоторых заболеваний, часто оно не является выходом для пациентов, страдающих от плохого состояния здоровья.

Ученые надеются, что результаты позволят получить информацию о том, почему пост полезен в определенных случаях, что впоследствии может быть использовано для разработки методов лечения, которые смогут применять пациенты.