Ученые впервые изучили моторные навыки и сенсомоторные области мозга у людей с полидактилией. Выяснилось, что люди с шестью пальцами могут выполнять одной рукой движения, для которого людям с пятью пальцами понадобятся обе руки. В будущем можно будет разработать дополнительные протезы для развития двигательных навыков людей, сообщает пресс-служба Университета Фрайбурга. Статья с результатам исследования опубликована в Nature Communications.

Полидактилия – это необычное состояние человека, у которого с рождения больше пальцев на руках или на ногах. Согласно данным, полученным учеными из Фрайбурга, Лондона и Лозанны, у людей с полидактилией больше возможностей выполнить то или иное действие. У таких людей работают специальные отделы сенсомоторных областей мозга.

Чтобы выяснить степень уникальных способностей людей с полидактилией, исследователи провели эксперимент. Они попросили участников пройти несколько поведенческих тестов, и в во время выполнения контролировали мозговую активность участников с помощью МРТ. Результаты показывают, что дополнительные пальцы испытуемых двигаются собственными мышцами. Это позволяет субъектам перемещать свои «шестые пальцы» как можно дальше независимо от всех других пальцев.

«Наши испытуемые могут использовать свои дополнительные пальцы независимо, как дополнительный большой палец, или же вместе с другими пятью пальцами, что делает манипуляции необычайно универсальными и умелыми. Например, в наших экспериментах субъекты могут выполнять задачу одной рукой, для которой нам обычно нужны две руки», – заключает профессор Карстен Меринг из Университета Фрайбурга и Центра Бернштейна во Фрайбурге.

При этом, несмотря на то что дополнительный палец увеличивает степень свободы, которой должен управлять мозг, ученые не обнаружили никаких недостатков по сравнению с людьми с пятью пальцами. То есть дополнительный «плюс» не компенсируется дополнительным «минусом».

Наблюдая за работой мозга, исследователи определили отдельные нейронные ресурсы, которые контролируют шестой палец, а соматосенсорная и моторная кора организованы так, чтобы учесть дополнительные двигательные навыки.

Изучение «полидактильных» рук может в будущем помочь усовершенствовать дополнительные протезы для развития двигательных навыков людей. Например, получится создать «дополнительную руку», чтобы помочь работать одному в узком пространстве, или позволить хирургу проводить операции без помощника. Тем не менее, ученые предупреждают, что дополнительные конечности обучались у людей с полидактилией с рождения. Нет гарантий, что что подобная функциональность может быть достигнута с искусственной конечностью, которую «добавили» в более позднем возрасте.

[Фото: COMPARE „ORIGINAL PUBLICATION ", LICENSE: CREATIVE COMMONS, HTTPS://CREATIVECOMMONS.ORG/LICENSES/BY/4.0]