В конце 2017 года пламя пронеслось по округу Санта-Барбара. В Калифорнийском университете отменили занятия, а администрация рекомендовала надевать маску задолго до того, как пандемия COVID сделала ее предметом обихода. Дым и пепел заволокли воздух, но последствия пожара не ограничились землей и небом. Огромное количество пепла осело в океанах, что заставило исследователей задуматься о том, какое влияние это может оказать на морскую жизнь.

Ученые из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (UCSB) обнаружили, что пепел от лесных пожаров добавляет питательные вещества в морские системы, и микробы, находящиеся в основании пищевой сети, могут использовать их для своего роста, сообщается на сайте университета. Это контрастирует с воздействием пепла в пресноводных экосистемах, где он часто является токсичным. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

После того как регион охватил сильный пожар, исследователям из UCSB стало интересно, как пепел повлияет на прибрежные экосистемы. К сожалению, единственные морские исследования, которые они смогли найти, касались вулканического пепла, который имеет совсем другой химический состав. В то же время исследования пепла лесных пожаров были сосредоточены на пресноводных экосистемах, где чрезмерное количество мусора часто оказывает токсическое воздействие.

Поскольку в календаре уже был запланирован научный круиз, команда ухватилась за возможность провести исследование. Ученые собрали пепел с лобовых стекол автомобилей по всему городу и смешали его с раствором морской воды и оставили примерно на 24 часа, после чего отфильтровали твердые частицы пепла. Затем они залили различные концентрации оставшегося фильтрата в культуры морской воды и инкубировали их на палубе в течение четырех дней.

Измерения показали, что содержание органического углерода в твердых частицах – показатель биомассы – значительно увеличилось в образцах с большим количеством зольного фильтрата. Это говорит о том, что планктон в этих образцах рос активнее и забирал углерод из атмосферы в воду посредством фотосинтеза.

Пепел обогатил морскую воду, особенно нитратами, нитритами и аммонием – источниками азота для фотосинтеза. Количество растворенного органического азота также увеличилось. В образцах с фильтратом было больше кремниевой кислоты, которая используется планктоном, например, диатомовыми водорослями, для создания своих микроскопических раковин.

Зола также добавила в морскую воду металлы, такие как медь и железо. Они необходимы для организмов, но токсичны в больших концентрациях, что бывает опасно в пресноводных экосистемах.

Конечно, океан гораздо больше, чем ручей, река или озеро, поэтому в морских экосистемах зола гораздо более разбавлена. Команда отфильтровала свой раствор, чтобы контролировать уровень освещенности и другие эффекты, которые могли привнести твердые частицы. В целом, исследователи не заметили никакого вредного воздействия фильтрата золы.

Данное исследование позволяет получить первые сведения о влиянии пепла от лесных пожаров на океаническую жизнь. Это влияние может варьироваться в зависимости от того, что именно горит, и от местных условий окружающей среды. Например, в канале Санта-Барбара часто не хватает азота, поэтому пепел может поддержать буйный рост растений у калифорнийского побережья. В любом случае, пожары переносят питательные вещества с суши в океан, что заслуживает внимания.

[Фото: Karsten Winegeart / Unsplash]