Новое исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences Nexus, позволяет лучше понять, как мозг реагирует на травмы. Исследователи из Университета Джорджа Вашингтона обнаружили, что белок под названием Snail играет ключевую роль в координации клеток мозга после травмы, сообщает научное издание EurekAlert!.

Исследование показывает, что после травмы центральной нервной системы (ЦНС) группа локализованных клеток начинает вырабатывать Snail, транскрипционный фактор или белок, который задействуется в процессе восстановления. Ученые выяснили, что изменение количества этого вещества может существенно повлиять на то, начнется ли эффективное заживление травмы или возникнут дополнительные повреждения.

«Наши результаты раскрывают сложные способы реагирования мозга на травмы», – говорит старший автор исследования Роберт Миллер. «Улитка» является ключевым звеном в координации этих реакций, что открывает широкие возможности для лечения, которое может минимизировать ущерб и улучшить восстановление после неврологических травм.

Кроме того, в данном исследовании впервые выявлена особая группа микроглиальных клеток, вырабатывающих Snail. Они находятся в центральной нервной системе. Снижение количества вырабатываемого вещества после травмы приводит к воспалению и повышенной гибели клеток. В ходе этого процесса травма усугубляется, и уменьшается количество связей или синапсов между клетками мозга. Напротив, при повышении уровня Snail исход травмы мозга улучшается, что позволяет предположить, что этот белок помогает ограничить распространение повреждений.

По словам Миллера, исследование поднимает вопрос о том, можно ли использовать экспериментальный препарат, влияющий на выработку Snail, для ограничения повреждений, возникающих после инсульта или травмы в результате несчастного случая. Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы доказать, что увеличение выработки вещества может уменьшить травму или даже способствовать заживлению мозга.

Миллер и его команда также планируют изучить регуляцию Snail при таком заболевании, как рассеянный склероз, которое приводит к повреждению миелина, защитного слоя, изолирующего нервные волокна в мозге. Использование нового препарата сможет облегчить многие симптомы этого заболевания в будущем.

В конечном счете, результатом могут стать препараты, способные ускорить заживление повреждений, вызванных инсультом, повреждениями черепной коробки и даже нейродегенеративными заболеваниями, такими как деменция.

[Фото: The George Washington University]