Искусственный интеллект (ИИ) и роботы становятся частью нашей повседневной жизни. Взаимодействие между людьми и роботами в режиме реального времени больше не является научной фантастикой. По мере того как машины становятся все более умными и похожими на человека как по поведению, так и по внешнему виду, они превращаются из простых инструментов в потенциальных партнеров и социальных субъектов, сообщается на сайте Университета Кюсю.

Эта быстрая эволюция ставит серьезные задачи соответствия ИИ правовым и этическим нормам. Необходимо решить проблемы конфиденциальности, безопасности и урегулирования работы ИИ и роботов. Кембриджский справочник по праву, политике и регулированию взаимодействия человека и роботов, опубликованный издательством Кембриджского университета, исследует и решает эти возникающие проблемы.

Под редакцией экспертов по правовым вопросам, связанным с ИИ, в справочнике собраны идеи из социальных наук, информатики и инженерии. Это первая книга, в которой рассматриваются вопросы права, политики и регулирования, ориентированные на взаимодействие человека и робота. 

«Гуманитарные науки имеют решающее значение для развития ИИ», — говорит Юэ-Хсуан Вэн, соавтор книги. «Специалисты в области технологий могут создавать самые современные системы, но без учета юридических и гуманитарных аспектов эти технологии могут с трудом сосуществовать с людьми. Мы надеемся, что эта книга послужит компасом для разработчиков и поможет системам ИИ приносить пользу обществу».

Справочник разбит на четыре части. В первом разделе представлены правовые и этические проблемы, возникающие при взаимодействии человека и робота, рассматриваются такие вопросы, как доверие к роботам и антропоморфизм — когда нечеловеческие существа наделяются человекоподобными эмоциями или чувствами. Во втором разделе рассматриваются последствия взаимодействия человека и робота для общества, обсуждаются вопросы того, следует ли предоставлять субъектам ИИ статус юридического лица и какие шаги необходимы для растущей интеграции роботов в жизнь человека.

В третьей части рассматриваются этические, культурные и ценностные аспекты взаимодействия человека и ИИ. Ключевым аспектом управления ИИ является согласование ценностных суждений ИИ с человеческими ценностями, которые могут различаться в разных регионах, контекстах и культурах. На примере ряда сценариев, включая роль роботов в долгосрочной помощи, их потенциальное назначение в религиозной среде и межкультурные проблемы, в этой главе раскрываются сложности согласования ценностей. В конце книги обсуждаются правовые проблемы, возникающие в связи с интеграцией ИИ в общество, и предлагается вариант того, как может измениться гражданское, уголовное и конституционное право, чтобы приспособить его к интеллектуальным системам.

«Главный вопрос, который я рассматриваю в книге, — это проблема темпов развития ИИ», — говорит Вэн. Речь идет о разрыве между быстрым развитием ИИ и медленными темпами изменения законодательства. Хотя многие страны и организации работают над нормативными актами для роботов с поддержкой ИИ, создание всеобъемлющих законов не успевает за прогрессом. Были предложены различные механизмы управления — от «жесткого» законодательства до «мягких» этических рекомендаций. Сейчас требуются решения, которые бы обеспечивали баланс между возможностью их исполнения и гибкостью.

Одним из вариантов, предложенных Вэном, являются глобальные этические стандарты ИИ, разработанные Институтом инженеров электротехники и электроники (IEEE), крупнейшей в мире профессиональной технической организацией. В настоящее время Вэн возглавляет рабочую группу в IEEE и занимается составлением базы данных этических кейсов, связанных с ИИ, из разных стран, распределяя основные вопросы и проблемы, связанные с конкретными регионами, чтобы помочь разработчикам ориентироваться и эффективно применять их.

В книге также рассматриваются такие важные темы, как антропоморфизм, роботы в здравоохранении и защита частной жизни — все они требуют постоянного внимания и сотрудничества. Поскольку алгоритмы позволяют роботам выполнять действия, похожие на человеческие, например, роботы-собаки танцуют джаз, такое поведение бросает вызов традиционным этическим ожиданиям и может изменить восприятие будущими поколениями таких понятий, как «собаки». Между тем, когда люди, особенно пожилые, незнакомы с роботами, они могут воспринимать их как настоящих друзей, что приводит к эмоциональным проблемам. Для обеспечения ответственного использования машин в таких деликатных ситуациях необходимы этические нормы. Кроме того, обеспечение баланса между высоким качеством услуг и безопасностью данных остается актуальной задачей, требующей инновационных нормативных решений.

Размышляя на эти темы, Вэн подчеркивает: «Поскольку взаимодействие человека и ИИ становится все более распространенным, я надеюсь, что разработчики, производители и пользователи роботов обратятся к нашей книге. Ответственные исследования и инновации имеют решающее значение для развития ИИ и роботов, а это требует участия людей из различных секторов общества. Мы приглашаем всех познакомиться с книгой и присоединиться к нам в создании глобальных стандартов по этике ИИ».

[Фото: ru.123rf.com]