Ученые под руководством математика Ральфа Кенна (Ralph Kenna) из Университета Ковентри в Великобритании доказали, что национальный герой Ирландии, король Бриан Бору, в 1014 году в битве под Клонтарфе сражался не со своими соотечественниками в гражданской войне, а с викингами. Несколько последних десятилетий историки подвергают этот факт сомнению, но теперь удалось установить истину. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Royal Society Open Science, кратко о них сообщается в пресс-релизе университета.

Исследователи проанализировали средневековый текст о битве при Клонтарфе. Им удалось подтвердить, что Бору хотел объединения Ирландии, а викинги и различные региональные королевства были против. Король смог объединить страну в 1011 году, но годом позже Дублин и соседние провинции, контролируемые викингами, восстали, а кульминацией противостояния и стала битва при Клонтарфе. Таким образом король не развязывал гражданскую войну, в чем его обвиняют некоторые историки, а, наоборот, отстаивал интересы объединенной Ирландии.

Для анализа текста ученые использовали математический подход, аналогичный тому, который применяется для анализа связей между людьми в социальных сетях, таких как Facebook. Так им удалось выяснить, что текст описывает, прежде всего, враждебные отношения между викингами и ирландцами. По мнению ученых, математические методы позволяют анализировать даже те тексты, которые нельзя считать строгими историческими источниками из-за их предвзятости.