За последнее время мы наблюдаем сближение науки и кино. Современный кинематограф не ограничивается талантами актеров и режиссёров, а держится на достижениях современной науки. Научные открытия влияют не только на форму, но и на содержание фильмов, а кинотехнологии успешно находят применение в научных исследованиях.
Симбиоз науки и кино даёт возможность говорить на сложные темы, задавать неожиданные вопросы и вызывать у человека новые эмоции. Наука и кинематограф представляют собой два самых мощных культурных института, которые создали люди, чтобы понимать и исследовать свой мир. Большинство людей - не ученые. И общественность чаще всего сталкивается с изображениями науки через изображения в массовой культуре. Некоторые исследования популяризации науки показывают, что ее культурное значение, а не ее знания, могут быть наиболее значительным элементом, влияющим на отношение общества к науке.
Интерес кинематографа к научным исследованиям вполне объясним. Во-первых, через визуализацию научных проблем зритель не воспринимает науку как отдаленную и тяжело воспринимаемую сферу. Во-вторых, язык кино может более понятно передать суть современных научно-исследовательских (генная инженерия, клонирования, искусственный интеллект и т.д.) проблем. В-третьих, через кинематограф можно привлечь внимание к проблеме через массовую аудиторию, а это значит, что неравнодушные к проблеме люди объединят усилия для решения проблемы. К примеру, Кристофер Нолан в «Интерстелларе» поднимает ряд важных научных гипотез – можно ли долететь от одной звезды (Солнца) до другой, есть ли «кротовые норы», можно ли одолев скорость света вернуться в прошлое? Это кино не задаёт никаких вопросов, а лишь подтверждает зрителю, что он и так знает всё самое важное про мир, заставляя его чувствовать себя особенным и умным. Говоря словами Антона Чехова, художник должен задавать вопросы, а не отвечать на них. Последние сто лет в кино, литературе и в массовом искусстве с этой задачей особенно хорошо справлялась научная фантастика. Она раздвигает границы реального мира и при этом продолжает говорить о людях, поэтому может смотреть на вещи с неожиданного ракурса. Можно вспомнить, например, «Бегущего по лезвию» (фильм, который критик Роджер Эберт называл в своём списке лучших фильмов в истории). В мире людей сосуществуют андроиды, и с их помощью очень точно показывается, что в конце концов мы все умрём. Лента нарочно поднимает вопрос о размытии границ между человеком и репликантом. Зрителю же недвусмысленно намекают извечный вопрос - что будет с человечеством, когда появятся разумные роботы?
В 2008 году в США Национальная академия наук (NAS) инициировала программу обмена опытом между работниками сферы научных исследований и индустрии развлечений (The Science and Entertainment Exchange). Программа дала профессионалам области развлечений, в том числе кинематографистам, доступ к общению с ведущими учеными. К примеру, по этой программе проходили консультации создателей научно-фантастического сериала «Грань» и блокбастера «Мстители». Анализ опросов показывает, что научная фантастика может повысить общественное восприятие науки, то есть способствовать популяризации. За последние десять лет режиссеры сняли немало научно-фантастических фильмов про конец света, искусственный разум, роботов, способных заменить простые человеческие действия. Это означает, что сегодня огромный спрос на фильмы, где показывается научная сторона проблемы. Если же на эти киносеансы посещения не уменьшаются, значит - зрителям небезразлично, что может случится через 50 лет с человечеством. Невозможно отрицать тот факт, что количество привлекаемых к работе над фильмами и сериалами научных консультантов стремительно растет, поэтому качество и достоверность научно-фантастических фильмов, а также криминальных детективов и триллеров, где затрагиваются сферы криминалистики, медицины и химии, становится выше. Национальная академия наук уже реализует программу под названием «Обмен наукой и развлечениями», которая объединяет научных экспертов с профессионалами в области развлечений. Они ищут технические советы по научной фантастике. По мнению Сидни Перковитца, профессора физики из университета Эмори и автора книги «Наука Голливуда», успех в мировом прокате фильма-катастрофы «Послезавтра» красноречиво говорит о просветительской функции художественного кино. Так, блокбастер лишний раз напомнил людям о такой касающейся каждого проблеме, как глобальное потепление, а заодно и в целом о значении науки для человечества. Такие фильмы, как «Аватар» и «Район №9» поднимают острые, в том числе морально-этические проблемы взаимодействия науки и общества, в особенности, проблемы генной инженерии. Также хорошим примером является фильм «Гаттака» об опасностях, которыми может грозить чрезмерное увлечение экспериментами с ДНК. Все эти картины отражают реально существующие проблемы взаимовлияния науки и общества, науки и природы, науки и будущего человечества. В то же время их успех является подтверждением плодотворности совместной работы кинематографистов и ученых.
В последнее время роль ученых в работе над фильмами и сериалами все чаще выходит за рамки простого консультирования. Нередко предлагаемые ими идеи ложатся в основу сюжетов. В конечном итоге научные консультанты могут помочь создателям фильмов создавать громкие кинематографические повествования, которые могут заинтересовать публику возможностями научных исследований.
Источники:
http://www.cinemotionlab.com/technology/integraciya_nauki_i_kino/
Коммуникаций шелковая нить: Центральная Азия – Китай.
http://www.lookatme.ru/mag/live/opinion/209281-nolan-interstellar-so-smart
https://ria.ru/20170505/1493589746.html
Источник фото на странице: Jeremy Yap on Unsplash