Совсем недавно были объявлены лауреаты Нобелевской премии по физике за 2017 год. Одним из них стал американский физик Кип Торн, неоднократно посещавший ФИАН и поддерживающий деловые и дружеские отношения с некоторыми из наших ученых. ФИАН-информ попросил главного научного сотрудника ФИАН Игоря Дмитриевича Новикова рассказать о К.Торне не только как об ученом, но и близком друге.

 

Так случилось, что я знаю Кипа, вместе работал и дружил с ним, более пятидесяти лет, и сейчас хочу поделиться своими мыслями о нем как о человеке и ученом.

Мы впервые встретились в 1965 году на конференции по общей теории относительности в Лондоне, где я выступил с основным докладом. Вот как сам Кип описывает нашу первую встречу:

«После доклада Новикова я присоединился к группе энтузиастов, собравшейся вокруг него, и обнаружил к моему вящему удовольствию, что мой русский немного лучше, чем его английский, и моя помощь в переводе была востребована в ходе дискуссии. Когда толпа растаяла, мы с Новиковым продолжили нашу беседу в частном порядке. Так началась наша дружба».

 

Название изображения

Игорь Дмитриевич Новиков (слева) и Кип Торн (справа). ФИАН, 2012 год.
© ФИАН

 

Впоследствии мы публиковали совместные работы, были редакторами переводов наших книг соответственно на русский и английский языки, работали в научных группах друг друга. Работы Кипа заслужили самое широкое международное признание. Список его членства в различных Академиях, Научных обществах, также как и список его научных наград занимает несколько страниц. Он иностранный член Российской академии наук. Научная группа Кипа Торна в Кальтеке является одной из сильнейших в мире. Факт, что кто-то работал в этой группе является очень сильной рекомендацией среди физиков. Список научных достижений Кипа Торна в физике и астрофизике замечателен по своей важности и по широте. Он простирается от космологии до сингулярности в черных дырах и до фундаментальных аспектов теории и практики физических измерений. Кип Торн является одним из создателей физики черных дыр.

Он является Крестным Отцом и активным участником эксперимента LIGO (Laser Interferometer Gravitational Wave Observatory) проекта. Эта работа и привела его в конце концов к Нобелевский премии. По рекомендации Торна я в свое время переписывался с сенатором США в поддержку этого гравитационно-волнового проекта.

Среди наших совместных с Торном работ я хотел бы выделить создание релятивистской теории дисковой аккреции газа на черные дыры в двойных звездных системах и работу, связанную с физикой машины времени в общей теории относительности.

В связи с этой последней работой я приведу следующее воспоминание К. Торна:

«Летом 1987 года моей жене позвонил Ричард Прайс. Он услышал, что я работаю над теорией машины времени, испугался что я немного не в себе и впал в старческое слабоумие».

К счастью все скоро разъяснилось и работа продолжалась. Одной из отличительных особенностей К. Торна является то, что он никогда не стеснялся признаться в своих ошибках. В книге "Черные дыры и складки времени" мы часто встречаем такие выражения: "Я был неправ". "В 1971 году я был слишком глуп". "Я себя почувствовал ужасно глупым" и др. Чувство юмора ему никогда не изменяло.

Нам было легко и приятно работать вместе потому что, как писал Торн: «Игорь Дмитриевич Новиков со многих точек зрения напоминал меня самого».

В заключение я хочу рассказать о событиях, которые самым ярким образом раскрывают человеческие качества К. Торна.

В 1990 году я имел серьезные проблемы с сердцем. Успешная операция в Москве была маловероятна. Кип Торн пригласил меня к себе в Пасадену США, организовал консультации с лучшими специалистами в госпитале Лос Анжелеса. Оказалось, что ситуация очень серьезная и операция нужна немедленно. Валюты у меня совсем не было. Кип Торн вложил свои средства и написал многим физикам и астрофизикам всего мира. Необходимые средства были быстро собраны и операция прошла успешно. Когда сознание начало возвращаться ко мне после четырехчасовой операции, первое что я осознал был голос К. Торна, повторявшего (по-русски!): "Игорь, все хорошо, все хорошо". Хотя моя дочь находилась рядом, я помню, что воспринял вполне естественным, что именно голос Кипа вернул меня к жизни.

Дружба К. Торна подарила мне вторую жизнь.

В эти дни празднования научного успеха К. Торна я хочу еще раз поблагодарить его и поздравить весь научный мир с тем, что у нас есть такие ученые.