Исследователи из Вюрцбургского университета под руководством Карла Эдуарда Линсенмайера (Karl Eduard Linsenmair) выяснили, что муравьи Megaponera analis спасают от гибели своих раненых в бою с термитами сородичей. Для этого они возвращают их в колонию и чистят и дезинфицируют раны. Статья с результатами работы опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Муравьи, заинтересовавшие биологов, обитают в Африке, живут они огромными колониями по 2-2,5 тысячи особей. Это боевые муравьи-хищники. Питаются они термитами, для чего несколько раз в день нападают на своих врагов. В бою многие муравьи получают раны от мощных челюстей термитов. Ученые заметили, что после боя муравьи уносят раненых в жилище, что позволяет тем выжить. В новом исследовании биологи провели эксперимент в лаборатории, чтобы выяснить, что именно происходит после возвращения раненых из боя.

Они выкопали шесть колоний муравьев и поместили их на лабораторном поле. Для каждой колонии была организовано специальное «поле боя», на котором помещали термитов. Ученым удалось легко отслеживать каждое действие муравьев за счет того, что они пометили их акриловой краской.

Оказалось, что насекомые чистят раненых намного чаще, чем здоровых насекомых. Причем особенно активно они делают это в первые 30 минут после возвращения раненого в гнездо. Смертность таких муравьев в последующие сутки составляет всего 10 процентов — против 80 процентов без обработки ран. Проводить эту дезинфицирующую процедуру муравьям помогает особый антимикробный состав, который вырабатывается у них в специальной железе на груди.

[Иллюстрация: Erik T. Frank]