Хаббл нашел рядом с Млечным Путем реликтовую галактику

Это редкое и необычное звёздное скопление практически не изменилось за последние 10 миллиардов лет.

На видео показана галактика NGC 1277 - она находится около центра скопления Персея, содержащего около 1000 галактик и расположенного в 240 миллионах световых лет от Земли. NGC 1277 образовалось давно в результате взрыва и порождала звёзды в 1000 раз быстрее, чем это происходит сейчас в Млечном Пути. Однако процесс звездообразования внезапно остановился. Об открытии пишет журнал Nature.

Эта галактику считают «реликтовой» — такими, как она, были галактики в ранней истории Вселенной. Она состоит исключительно из стареющих звёзд, которые были образованы около 10 миллиардов лет назад. Однако в отличие от большинства других галактик, NGC 1277 в определённый момент перестала формировать новые звёзды.

Астрономы называют такие галактики «красными мёртвыми», потому что звёзды в них стареют и становятся краснее, а последующих поколений молодых звёзд не появляется. Определить такую «задержку в развитии» можно по цвету древних шаровых скоплений звёзд, расположенных вокруг галактики. Если они красноватые, то это верный признак того, что звездообразование в галактике давно завершилось. В противном случае, вокруг неё было бы много синих шаровых скоплений, а вокруг NGC 1277 их практически нет.

Дело в том, что галактика так быстро движется в космосе, что она не взаимодействует с другими галактиками, от которых она могла бы принять звёзды или газ для их формирования. К тому же, около центра галактического скопления газ настолько горяч, что он не может охладиться и уплотниться, что необходимо для рождения новых звёзд.

Хотя с помощью телескопа Хаббл астрономам и раньше удавалось наблюдать такие галактики, они располагались в районе ранней Вселенной, настолько далеко, что представляли из себя лишь красные точки. NGC 1277 — самая близкая из открытых галактик такого типа, и теперь у учёных есть уникальная возможность исследовать по ней условия ранней Вселенной.

[Иллюстрация: NASA, ESA, и M. Beasley (Instituto de Astrofísica de Canarias]