Талантливая молодёжь есть в каждом регионе, но многие по завершению вузов стремятся в столицу. Первые лица регионов, где есть Академгородки, рассказали, как они сохраняют таланты во время дискуссии «Наука в регионах: как привлечь и сохранить таланты» на Конгрессе молодых учёных. Модератор: Антон Сериков, Заместитель генерального директора, АНО «Россия − страна возможностей».
Андрей Травников, губернатор Новосибирской области, считает, что таланты нужно не только сохранить, но и найти, ведь талантливая молодёжь, как правило, мобильна: «Таланты, амбициозные люди мобильны. Как бы мы их не удерживали, они всё равно будут уезжать, к этому нужно относиться спокойно. Приведу в пример: если бы М.В. Ломоносов не рванул из своих Холмогор, кто бы его знал? Конечно, надо стараться их удерживать на территории. А раз они мобильны и всё равно будут перемещаться, значит должна быть "подпитка" будущих талантов изнутри».
Владимир Княгинин, вице-губернатор г. Санкт-Петербург: «Если мы хотим быть центром, нам нужно резко расти в масштабе, даже не с точки зрения денег, сколько с точки зрения лидеров: мы должны увеличивать приток талантов, открывая ведущие университеты страны, возможность делать карьеру, возможность быстро стать лидерами». При этом, как пояснил Владимир Княгинин, у молодёжи сейчас есть много возможностей, много грантов, но необходимы лидеры бОльшего масштаба, которые могут не только воспользоваться имеющимися возможностями, а и сами собрать команды и решить важные задачи.
Людмила Огородова, заместитель губернатора Томской области, отметила, что несмотря на ковидное время, в Томске стабильный прирост студентов, в том числе иностранных, а сам город не первый год знаменит активным взаимодействием как вузов, так и научных консорциумов: «У нас в Томске все университеты за Уралом были первыми. И они были источником профессорско-преподавательского состава для всех других университетов [за Уралом] и НИИ, которые потом открывались: и технологический, и медицинский, и государственный университет… Более того, когда открывали новосибирский Академгородок, половина томского Академгородка поехала туда работать. В этом смысле слово «удержать» я понимаю как «удержать в деятельности». Нет учёного, если нет академического обмена. Не становится человек профессионалом, если он не поработал там и там. Потому что эффективная работа в науке сегодня - это не просто статьи, которые ты научился писать и всю жизнь пишешь. Это командообразование, продвижение, продуктовый подход... В основном, учёный счастлив, когда он видит воплощение своего труда».
С мнением всех остальных спикеров можно познакомиться при просмотре трансляции сессии на сайте Конгресса молодых учёных.