Ученые из лаборатории реактивного движения NASA и нескольких американских университетов показали, что существенное влияние на таяние снега оказывает то, насколько он загрязнен. Темный снег сильнее поглощает солнечные лучи и, соответственно, тает намного быстрее. Прогнозирование таяния снегов должно учитывать этот фактор, наряду с температурой воздуха, в том числе для предупреждения наводнений. Статья опубликована в журнале Geophysical Research Letters, кратко ее пересказывает сайт журнала Science.

Авторы исследования заметили, что текущие прогнозы таяния снега, которые сильно зависят от температуры воздуха, ошибаются примерно на 40%. Тогда ученые решили добавить в расчеты еще одну переменную. В качестве объекта исследования они выбрали сток вод в четыре реки в штате Колорадо. Данные за десять лет ученые соотносили с температурными показателями за этот же период и так называемым радиационным прогревом или воздействием (radiative forcing) — так называется мера поглощения солнечного света, которая, в свою очередь, зависит от цвета поверхности, на которую падают солнечные лучи.

Им удалось выяснить, что на объем воды, поступающей в реку в результате таяния снега, лишь на 7% влияет температура воздуха, и на 70% - 83% — то, сколько пыли содержится в снежном покрове.

«Это и вправду удивительно — почти не имеет значения, насколько теплая весна, важно, насколько снег темный», — сказал Джефф Димс (Jeff Deems), гидролог Национального центра сбора данных о снеге и льде и один из авторов исследования.