Большинство из тех, кто пьет спиртные напитки, знает, что алкоголь — это удовольствие, которое может повлечь за собой в том числе и неприятные последствия. Способы, которыми власти стараются регулировать потребление алкоголя, напоминают попытку сохранять тот же баланс: на одну чашу весов кладутся удовольствие от употребления напитка и право личности на свободу выбора, а на другую — преступления, совершенные в состоянии опьянения, и вред, который алкоголь причиняет здоровью. Такая простота подхода может сослужить плохую службу при определении государственной алкогольной политики.

К примеру, каждый раз, когда вы выпиваете, вы — теоретически — принимаете полностью осознанное рациональное решение. На этом базируются некоторые упрощенные модели типа «цена-польза», используемые некоторыми правительствами. Но такой подход как минимум игнорирует факт существования алкогольной зависимости. К тому же считать человека способным принимать рациональные решения в два часа ночи, после нескольких литров пива, когда друг предлагает махнуть по стопочке, можно с большой натяжкой.

Но поскольку исследователи в области алкоголя обычно не занимаются изучением такого понятия, как «удовольствие», в полемике вокруг алкогольного вопроса в основном доминируют две точки зрения: описанная выше модель «цена-польза» и оппортунистические утверждения лоббистов о том, что алкоголь способен повышать ощущение счастья.

Бен Блумберг Гейгер (Ben Baumberg Geiger), старший преподаватель социологии и социальной политики Кентского университета, и Джордж Маккеррон (George Mackerron), занимающийся вопросами влияния окружающей среды на благополучие человека, попробовали найти свидетельства взаимосвязи — или ее отсутствия — между употреблением алкоголя и ощущением счастья. Их выводы были опубликованы в журнале Social Science and Medicine.

Для получения комплексной картины исследователи применили два подхода. Одно исследование проводилось при помощи специального приложения для айфонов Mappiness, которое разработал Джордж Маккеррон. Приложение обращалось к пользователям дважды в сутки и спрашивало, насколько они счастливы в данный момент, чем они заняты и с кем находятся. Приложение опросило 30 000 человек и собрало около 2 млн наблюдений.

Другой подход был традиционным. Ученые использовали данные британского когортного исследования 1970 года. Они проанализировали, как менялось потребление алкоголя испытуемыми в возрасте 30, 34 и 42 лет и какие связи можно найти между колебаниями уровня их удовлетворенности жизнью и количеством выпиваемого алкоголя.

Оказалось, что алкоголь действительно делает человека счастливее в данный момент времени — примерно на 3-4 пункта по шкале от 0 до 100. Также не было замечено влияния похмелья на ощущение счастья, хотя наутро люди были обычно менее бодрыми.

Но есть и несколько существенных возражений этим доказательствам положительного влияния алкоголя на настроение. Так, ощущение счастья почти не распространялось на то время, когда люди были трезвыми (менее 0,5 пункта по шкале от 0 до 100). Более того, наблюдая за тем, как менялись ответы участников исследования от года к году, ученые не заметили, что люди были более удовлетворены жизнью в те годы, когда употребляли больше алкоголя. Наоборот, если у них появлялись проблемы с алкоголем и развивалась зависимость, то ощущение удовлетворенности жизнью падало (примерно на 0.2 пункта по шкале от 0 до 10).

К тому же есть серьезные основания предполагать, что употребление разных видов алкоголя в разных социальных условиях по-разному влияет на разные типы людей. Так, владельцы айфонов были моложе и богаче среднего, и по собранным данным мы знаем только, пьют люди или нет в данный момент, но не знаем ни количества выпитого, ни типа напитка.

Как показывает опыт, большинство из нас могут вспомнить разные ситуации, когда употребление алкоголя доставляло удовольствие, а когда приносило негативные впечатления прямо в момент употребления или по прошествии короткого времени.

В общем, данные исследования заставляют усомниться в том, что любой алкоголь автоматически делает нас счастливее, и задуматься над тем, что мы подразумеваем под удовольствием или счастьем в этом контексте. Можно это все счесть аргументом в пользу большего государственного регулирования — быть, как это произошло с налогом на сигареты, определенные ограничения сделают нас более счастливыми и здоровыми. С другой стороны, впрочем, государство и так норовит что-нибудь отрегулировать, и, возможно, в рамках большой картины это будет не таким уж удачным решением.