Специалисты лаборатории экспериментально-фонетических исследований Института филологии Сибирского отделения РАН провели ряд исследований, раскрывающих особенности физиологии речи людей, говорящих на исчезающем шорском языке. В частности, ученые выяснили, что у таких людей несколько шире голосовые связки и не такая вытянутая гортань, как у представителей европеоидной расы. Именно из-за этих различий европеец никогда не сможет хорошо освоить горловое пение. О предварительных результатах исследования пишет сайт Наука в Сибири со ссылкой на газету «Кузбасс».

Для исследований в лаборатории были приглашены две носительницы шорского языка из Кемеровской области — тележурналист Раиса Санженакова и работник культуры Мария Идигешева. Этим редким языком из группы тюркских владеют в совершенстве не так много людей, которые преимущественно живут на юге Кузбасса. В лаборатории речь записывалась с помощью специальных устройств, исследовались артикулярные параметры речи. Кроме того ученые использовали цифровой рентгенограф и магнитно-резонансный томограф для изучения особенностей строения речевого аппарата.

Лаборатория экспериментально-фонетических исследований создана в конце 1960-х годов. С тех пор ее сотрудниками описаны аспекты фонетики и фонологии более 40 языков, диалектов и говоров. Это единственная в России лаборатория, где успешно используются методы цифровой рентгенографии и магнитно-резонансной томографии для комплексного инструментального исследования звуковых систем бесписьменных, младописьменных и новописьменных языков народов Сибири и сопредельных регионов.

Источник фото: Российский совет по международным делам