0 комментариев 708

Гипотеза: корь могла появиться в IV веке до нашей эры

Исследователи из Германии восстановили геном вируса кори из образца легких ребенка, умершего в 1912 году. Они пришли к выводу, что корь могла начать распространяться среди людей примерно на 1500 лет раньше, чем предполагалось.

Биологи-эволюционисты из Института Роберта Коха (Германия) восстановили геном вируса кори из образца легких ребенка, который умер от пневмонии в 1912 году. Составив филогенетическое древо вируса, они пришли к выводу, что корь могла начать распространяться среди людей примерно на 1500 лет раньше, чем предполагалось, пишет Science. Препринт статьи с результатами исследования появился на сайте bioRxiv.

Корь – одна из самых тяжелых болезней вирусного происхождения. Особенно высокому риску заболевания подвержены дети, которые не были вакцинированы. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2018 г. от кори умерло свыше 140 000 человек. Когда, где и как вирус стал человеческим патогеном, все еще обсуждается в научных кругах.

Ближайшим родственником вируса кори является вирус, вызывающий чуму у крупного рогатого скота – заболевание, с которым удалось полностью справиться в 2011 году. Большинство исследователей считают, что у обоих вирусов общий предок, который инфицировал крупный рогатый скот. Трудности выследить «предка кори» связаны с тем, что, как отмечают исследователи, «корь оставила очень мало четких следов в исторических описаниях болезней».

Как считают ученые, так как корь распространяется очень быстро, для того, чтобы вирус сохранился в популяции людей, население должно быть достаточно крупным: от 250 000 до полумиллиона человек. Историки считают, что крупнейшие города достигли таких размеров примерно в четвертом веке до нашей эры. В 2010 году, однако, японские исследователи пришли к другому выводу. Они использовали имеющиеся геномы вирусов кори и чумы крупного рогатого скота для создания филогенетического дерева и высчитали, что корь не появлялась до XI или XII века н.э.

Команда Себастьяна Кальвиньяка-Спенсера (Sebastien Calvignac-Spencer) из Института Роберта Кофа создала новое филогенетическое древо, используя геном 1912 года, а также геном образца 1960 года. Вековой образец хранился в формалине, который фиксирует ткани путем сшивания белков и других крупных молекул, включая РНК, из которой сделан геном кори. Чтобы извлечь РНК вируса, исследователи 15 минут держали образец при температуре 98°, что разрушило поперечные связи. Получившееся древо предполагает, что заболевание могло перейти от животных к человеку уже в 345 г. до н. э. Примерно в то время, когда человеческое население достигло критического размера. Гипотеза, тем не менее, еще нуждается в подтверждении.

[Фото: KUPFERSCHMIDT/SCIENCE]