Изучив более 50 тысяч гиен в Кенийском заповеднике Масаи Мара, ученые поняли, какие социальные связи определяют жизнь клана гиен — оказалось, что важнее всего дружба. Подробности опубликованы в журнале Ecology Letters.

Гиены — животные, которые обычно ассоциируются у нас с подлостью и жестокостью, с обгладыванием остатков дичи, убитой более сильными хищниками, и вообще, с множеством неприятных качеств. Между тем, как выяснилось, гиены — существа с очень интересной социальной организацией. Биологи в течение двадцати лет внимательно наблюдали за поведением гиен в знаменитом заповеднике Масаи Мара. Проанализировав поведение более 50 тысяч особей, они поняли, как устроены их объединения. Гиены обычно живут большими устойчивыми кланами, в состав которых входит около 100 особей. Но внутри этого клана у животных складываются особые сплоченные группы, куда входят несколько животных. Гиены устанавливают нечто вроде «дружеских связей» с определенными особями из своего клана, а затем еще включают в эти группы тех, с кем уже «дружат» их друзья. Так возникают ячейки, чьи тесные отношения продолжаются в течение долгого времени.

По сообщению журнала Science, биологи разработали специальный метод исследования социальной структуры гиен, которые, по их мнению, может быть применим и к другим млекопитающим, включая людей.

Новый подход помог им выяснить роль многих факторов в развитии клана гиен, как социальной группы. Оказалось, что для них очень важны индивидуальные черты каждой гиены, а также природные факторы, например, уровень выпадающих осадков и количество дичи. Но важнейший фактор, поддерживающий как стабильность, так и развитие клана гиен — это как раз длительные отношения между небольшими сплоченными группами животных.