В Исследовательском центре Ротамстеда (Великобритания) сумели вырастить генно-модифицированный злак — рыжик посевной, зерна которого содержат набор омега-3 жирных кислот. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Metabolic Engineering Communications, сообщается в институтском пресс-релизе. Среди авторов работы есть и наша бывшая соотечественница, генетик Ольга Саянова (Olga Sayanova).

Медицина признает омега-3 жирные кислоты полезными для человека. Они помогают улучшать работу сосудов и сердца, снижают риск инсультов и инфарктов. Люди получают эти вещества, главным образом, из рыбы. Но организм рыб не вырабатывает сам омега-3 жирные кислоты. Рыбы получают их, поедая более мелкую рыбу, а те в свою очередь получают их из морских водорослей. Для фермерских рыбных хозяйств, выращивающих крупную рыбу — лососей, форель, нужно закупать кильку и песчанку для прикорма. Это довольно хлопотно, к тому же вредно для морской среды, и перед ученым стояла задача найти полевой растительный источник этих питательных веществ.

В морских водорослях за выработку омега-3 отвечают семь генов. Ученые под руководством Ольги Саяновой создали синтетические аналоги и вставили их в рыжик посевной — Camelina sativa. Потом вырастили генно-модифицированные растения в теплице и скормили их рыбам.

Результат эксперимента оказался удачным, как считает Джонатан Напиер (Johnathan Napier), руководитель программы по созданию ГМ-злаков в Ротамстеде. По его словам, это поворотный момент в исследованиях, который даст возможность получить источник, обогащенный омега-3 жирными кислотами, растительного происхождения. Эта технология имеет коммерческий потенциал, полагает профессор Напиер.

Теперь перед учеными стоит задача продолжить опыты в поле и посмотреть, что злак не потеряет своей продуктивности и питательной ценности. Две линии генно-модифицированного рыжика посевного уже высажены.