Группа американских биологов под руководством Винсента Линча (Vincent Lynch) из университета Чикаго сравнила полные геномы 3 азиатских слонов и 2 шерстистых мамонтов и определила, какие гены помогали мамонтам выживать в условиях арктической тундры. Свою работу ученые опубликовали в журнале Cell.

Исследователи определили примерно 1,4 млн генетических вариаций, уникальных для шерстистых мамонтов. Эти вариации, в свою очередь, влияли на белки — их кодировали 1642 гена, в том числе 26 гена, потерявших функциональность и еще один, который удвоился. Чтобы определить функциональные последствия работы этих генов, группа использовала компьютерный анализ, например, огромные базы данных функций генов и базы данных мышей, у которых были искусственно деактивированы те или иные гены.

За нечувствительность к холоду, по словам Линча, отвечала мутация в гене TRPV3. Чтобы подтвердить предположение о значении гена TRPV3 для адаптации к суровым климатическим условиям, ученые пересадили варианты этого гена, характерные для мамонтов и слонов, в мышь. В результате оказалось, что мыши, которые были носителями гена мамонта, предпочитали находиться в более прохладных местах и вообще лучше себя чувствовали на холоде, чем те, которые были носителями варианта гена, характерного для слонов. Кроме того, мыши, у которых был мамонтовый вариант гена, обычно имели вьющуюся шерсть, которая также была характерна для шерстистого мамонта.

Следует отметить, что исследования Линча и его коллег является самым масштабным исследованием генетического строения мамонтом. Так им впервые с большой точностью удалось расшифровать полный геном этого вымершего более 10000 лет назад животного. Таким образом, как считают ученые, им удалось ответить на вопрос, что делало шерстистого мамонта шерстистым мамонтом.