Найден ген, помогавший мамонтам выживать на холоде

Ученые исследовали 2 полных генома шерстистых мамонтов и установили, что у них в отличие от азиатских слонов присутствовала мутация в генеTRPV3, который отвечает за адаптацию к низкой температуре.

Группа американских биологов под руководством Винсента Линча (Vincent Lynch) из университета Чикаго сравнила полные геномы 3 азиатских слонов и 2 шерстистых мамонтов и определила, какие гены помогали мамонтам выживать в условиях арктической тундры. Свою работу ученые опубликовали в журнале Cell.

Исследователи определили примерно 1,4 млн генетических вариаций, уникальных для шерстистых мамонтов. Эти вариации, в свою очередь, влияли на белки — их кодировали 1642 гена, в том числе 26 гена, потерявших функциональность и еще один, который удвоился. Чтобы определить функциональные последствия работы этих генов, группа использовала компьютерный анализ, например, огромные базы данных функций генов и базы данных мышей, у которых были искусственно деактивированы те или иные гены.

За нечувствительность к холоду, по словам Линча, отвечала мутация в гене TRPV3. Чтобы подтвердить предположение о значении гена TRPV3 для адаптации к суровым климатическим условиям, ученые пересадили варианты этого гена, характерные для мамонтов и слонов, в мышь. В результате оказалось, что мыши, которые были носителями гена мамонта, предпочитали находиться в более прохладных местах и вообще лучше себя чувствовали на холоде, чем те, которые были носителями варианта гена, характерного для слонов. Кроме того, мыши, у которых был мамонтовый вариант гена, обычно имели вьющуюся шерсть, которая также была характерна для шерстистого мамонта.

Следует отметить, что исследования Линча и его коллег является самым масштабным исследованием генетического строения мамонтом. Так им впервые с большой точностью удалось расшифровать полный геном этого вымершего более 10000 лет назад животного. Таким образом, как считают ученые, им удалось ответить на вопрос, что делало шерстистого мамонта шерстистым мамонтом.

ген trpv3 геном гены мамонты