Ученые из Великобритании впервые детально наблюдали изменения погоды на газовом гиганте за пределами нашей Солнечной системы. Данные наблюдений они опубликовали в журнале Nature Astronomy, пишет The Conversation.

Ученые из отдела физики Университета Уорвика и других университетов Великобритании использовали данные спутника NASA «Кеплер», чтобы проследить изменения погоды на экзопланете HAT-P-7b. Этот газовый гигант — в 16 раз больше, чем Земля. Он находится в 1000 световых лет от нас в созвездии Лебедь. Экзопланета HAT-P-7b похожа на наш Юпитер, только больше, и вращается по орбите ближе к своей звезде. Ученые смотрели на изменения в погоде за период четыре года, в частности они наблюдали, как образуются и исчезают облака. Это позволило описать погоду на экзопланете с большой детальностью.

Экзопланета HAT-P-7b всегда одной стороной повернута к звезде, поэтому другая сторона планеты — холодная. А такая сильная разница температур между сторонами планеты, как правило, вызывает сильные ветра в экваториальной зоне.

Ученые предполагают, что на холодной стороне планеты зарождаются тучи, но придя на теплую сторону, они быстро испаряются. До этого они успевают отразить свет, заставляя этот регион планеты абсорбировать меньше энергии от звезды и остужая его. А остывание влечет за собой охлаждение дневной стороны и ослабление силы ветра. Таким образом на планете образуется погодный цикл.

Когда ветра сильные, ученые наблюдают яркую планету из-за туч, которые отражают свет. Когда же ветра ослабевают и тучи уходят, планета сама излучает свет, а холодная сторона становится яркой. Таким образом, наблюдая за перемещениями ярких мест на планете, ученые стали распознавать изменения погоды в атмосфере планеты.

Перепады температуры на HAT-P-7b очень большие: от 2100 градусов Цельсия выше нуля до 1300 градусов ниже нуля. Из чего могут быть сделаны облака при такой температуре? Ученые не могут сказать точно, но предполагают, что это может быть корунд — самое твердое после алмаза соединение на Земле. Цветной прозрачный корунд также известен как драгоценный камень рубин и сапфир. Так что не исключено, что на этой экзопланете существуют рубиновые и сапфировые облака.

Авторы работы полагают, что результаты этих наблюдений могут стать примером для других телескопов таких как «James Webb» NASA и PLATO от Европейского космического агентства. Ученые делают вывод, что атмосферы экзопланет могут очень разнообразны и сильно отличаться от атмосферы на Земле и на других планетах Солнечной системы. Технологии, отработанные в ходе наблюдений за газовым гигантом далекой звездной системы, пригодятся однажды для изучения экзопланет земного типа и поисков жизни.

Ранее ученые уже делали подобные наблюдения за погодой на экзопланете HAT-P-11b в созвездии Лебедя.

[Фото: Mark Garlick/University of Warwick]