Галактические ветра препятствуют формированию новых звёзд в NGC 6240

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature, показано, как газы, выброшенные сверхмассивными черными дырами галактики NGC 6240, вместе с газами, выброшенными звездами, замедляют процесс образования новых звезд.

Галактика NGC 6240 сформировалась за счет слияния двух меньших галактик. Она расположена в созвездии Змееносца на расстоянии примерно 400 миллионов световых лет от Земли. В то время как большинство галактик удерживает только одну сверхмассивную черную дыру в своем центре, NGC 6240 удерживает две. Между ними примерно 3000 световых лет и они постепенно сближаются.

Ученым на сегодняшний день известно много систем сливающихся галактик. Это крупное космическое событие может вызвать волну звездообразования и отток газа в межгалактическое пространство, большая галактика способна поглощать облака газа меньшей. Кроме того, в результате различных процессов - в том числе и из-за взаимного притяжения - звезды в галактиках выбрасывают вещество, которое образует так называемый "звёздный ветер".

Астрофизики обнаружили, что «галактические ветра», исходящие от звёзд, а также ветра, возникшие от выброшенного чёрными дырами газа помогли сформировать причудливую форму галактики NGC 6240: массивное облако газа в ее центре внешне напоминает бабочку. Туманность образовалась именно с помощью двух сил: северо-западный угол бабочки является продуктом звездных ветров или газов, которые излучают звезды, а в северо-восточном углу доминирует единственный «конус» газа, выброшенный парами черных дыр, поглощающих большое количество галактической пыли и газа во время своего слияния.

Ученые утверждают, что эти два ветра каждый год «выдували» из галактики большое количество газа - массой в 100 наших Солнц. Такие темпы сопоставимы со скоростью, с которой в галактике создаются звезды. Такой массивный отток «звездообразующего» вещества может иметь большие последствия для самой галактики. Когда две галактики сливаются, они начинают лихорадочную вспышку нового звездообразования. Тем не менее, черные дыры и звездные ветры могут замедлить этот процесс, сдувая газы, которые образуют новые звезды, - так же, как порыв ветра может сдуть кучу листьев, которые сгребли вместе.

«NGC 6240 находится в уникальной фазе ее эволюции - на последней стадии слияния двух галактик. Сейчас она интенсивно формирует звезды, поэтому ей требуется дополнительная сила двух ветров, чтобы замедлить формирование звезд превратиться в менее активную галактику», - отмечает один из авторов исследования доктор Джули Комерфорд из отдела астрофизики и планетарных наук Колорадского университета (США).

[Фото: Sci-news]