Официально:

Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен. 10 октября 1861 – 13 мая 1930. Норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки – физической океанографии, политический и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира.

 

Неофициально:

1. Он мог бы стать художником – и физическую океанографию основал бы кто-то другой. Он мог бы стать королем Норвегии, но по конституции король должен был быть протестантом, а Нансен был атеистом. Он стал тем кем стал: знаменитым путешественником, ученым, спасателем.

 

2. Дипломат, общественный деятель, великий путешественник Фритьоф Нансен жизнью своей подтверждал  любимую фразу «Трудное –  это то, что можно сделать немедленно. Невозможное требует несколько больше времени».

 

3. Род Нансенов – датского происхождения. И полярные путешествия были у Фритьофа Нансена в крови: его прапрапрапрадед купец Ханс Нансен еще в 16-летнем возрасте совершил первое плавание по Белому морю. Позже он по просьбе русского царя Михаила Фёдоровича обследовал архангельское побережье. Ханс Нансен владел русским языком и служил переводчиком короля Кристиана IV.

 

4. Только в XVIII веке Нансены перебрались в Норвегию. По семейной легенде  Фритьоф Нансен был троюродным братом короля Фредерика VIII, отца норвежского короля Хокона VII.

 

5. В семье Нансенов царил культ спорта. Фритьофа  поставили на лыжи в возрасте двух лет. Уже  с 15-ти лет он регулярно участвовал в лыжных соревнованиях, в 16 – поставил мировой рекорд по бегу на коньках на 1 милю, в 17 лет – в первый раз выиграл чемпионат Норвегии по лыжным гонкам.  В первый, но не последний: Нансен – двенадцатикратный чемпион Норвегии по лыжам.

 

6. Детям в семье Нансенов не покупали игрушек. Фритьоф сам мастерил себе лук со стрелами, удочки и прочие штучки для мальчишеских забав.

 

7. При выборе профессии Фритьофу Нансену не пригодились отцовский пример и отцовские советы. Юристом, как отец, и военным он не стал. Привлекла зоология: по юношеской неопытности он думал, что изучение зоологии связано с постоянным пребыванием на природе, к которой его тянуло с детства.

 

8. Зоология, а, вернее, тюлени, которых он изучал в конце концов завели Нансена в высокие широты. Тяга к полярным путешествиям появилась у него в плавании на тюленебойной шхуне «Викинг».

 

9. За 4 дня до начала экспедиции через материковые льды Гренландии Фритьоф

Нансен защитил докторскую диссертацию. У оппонентов были возражения, но ими пренебрегли: все были уверены, что живым из рискованного похода соискателю не вернуться. А будет в некрологе значиться слово «доктор» или нет, высокой комиссии показалось неважным.

 

10. Потом эта ситуация повторится.  Когда научная общественность узнала о плане путешествия к полюсу, его объявили «прекрасно разработанным планом самоубийства».

 

11. Путешествие к полюсу стало главным делом жизни Фритьофа Нансена. Он сам придумал и построил корабль «Фрам» – не просто корабль, но настоящий научный инструмент, специально созданный для плавания во льдах и вместе со льдами. Широкий корпус и округлые борта делали корабль похожим на яйцо, и неспроста: такой корабль льды на раздавят, а выдавят наружу.

 

12. Жена Нансена Ева по морскому обычаю крестила корабль шампанским при спуске на воду. Позже Нансен вспомнит об этом в посвящении к мемуарам: «Той, которая дала имя кораблю и имела мужество ждать».

 

13. В июне 1893 года «Фрам», что по-норвежски значит «Вперед», отплыл из столицы Норвегии города Осло. На борту корабля находился его создатель, тринадцать человек экипажа, а также запас провизии на пять лет и топлива – на восемь. «Фрам» направился к Новосибирским островам, чтобы вмерзнуть там в лед и дрейфовать с ним к Северному полюсу, а оттуда к Гренландии.

 

14. Все вышло не так, как планировалось. «Фрам» полюса не достиг. Нансен и его товарищ Йохансен попытались достичь его пешком, но на широте 86 градусов и 14 минут были вынуждены остановиться – путь преградила открытая вода.

 

15. После зимовки на Земле Франца Иосифа на корабле английской экспедиции Нансен вернулся на родину. Ровно через неделю туда прибыл и  «Фрам». И все же экспедицию Нансена нельзя назвать неудачной – ближе норвежца к полюсу тогда не подходил никто.

 

16. Исследования, которые велись на «Фраме», внесли немалый вклад в науку. На своей шкуре, то есть на стальном корпусе, «Фрам» подтвердил правоту Нансена, а трехлетний дрейф в Арктике доказал верность теории дрейфа северных льдов.

           

17. Дочь Лив увидела отца, когда ей исполнилось три. Но ее имя уже украшало карту Земли: два островка на Земле Франца-Иосифа Нансен назвал в честь жены и дочери: Ева и Лив. Через сорок лет выяснилось, что острова соединены перешейком и имена тоже соединили: теперь этот остров называется Евалив.

 

18. После того, как Норвегия обрела в 1905 году независимость, Нансен был назначен первым норвежским послом в  Великобритании.

 

19. В Антарктику, как хотелось, Фритьофу Нансену попасть не удалось. На «Фраме» туда поплыл Руал Амундсен. Позже Нансен признавался сыну Одду, что видел отплытие «Фрама» из своего кабинета в  усадьбе «Пульхёгда», и это было одним из самых горестных событий в его жизни.

 

20. И все же Нансен еще попутешествовал: сплавал к устью Лены, съездил по Транссибирской железной дороге. По итогам поездки в Сибирь Нансен написал книгу «В стране будущего». С тех пор он неизменно интересовался Россией.

 

21. В 1921 году председатель комиссии Красного Креста по оказанию помощи голодающим Поволжья приехал в Россию. Его неоценимую помощь в спасении тысяч жизней в 1922 году оценили Нобелевской премией Мира.

 

22. Параллельно со спасением голодающих Поволжья Нансен взялся спасать беженцев. 1 сентября 1921 года Нансен занял должность Верховного комиссара Лиги по делам беженцев. Нансеновские паспорта получили сотни тысяч беженцев и лиц без гражданства. И эту деятельность удостоили Нобелевской премии: в 1938 году ее получила Нансеновская международная организация по делам беженцев в Женеве.

 

23. Несмотря на работу в Лиге Наций, Фритьоф Нансен находил время для научных исследований и продолжал активно публиковаться. В 1926 году он начал разработку экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин». Но средств не хватило, и пионером освоения Арктики на дирижабле с достижением Северного полюса оказался все тот же Руал Амундсен.

24. 17 мая 1930 года - в день национального праздника Норвегии - на улицах Осло и других городов страны висели траурные флаги. Страна горевала: скончался национальный герой.

 

25. На карте Арктики и Антарктики имя Нансена упоминается 25 раз.

 

26. В бывшей усадьбе Нансена «Пульхёгда» с 1948 года располагается Институт Фритьофа Нансена –  независимое учреждение,  которое занимается исследованиями в области защиты окружающей среды, энергетики и разработки методов и политики управления использованием ресурсов.

 

27. В честь Нансена получила имя океаническая рыбка Nansenia из семейства  Microstomatidae.

 

28. На территории бывшего СССР Нансену поставили три памятника: в Ереване, Москве и в Самаре, увековечив, таким образом память о его огромных заслугах в борьбе с голодом и в спасении беженцев.