Австралийские астрономы обнаружили взаимосвязь между формой галактики и возрастом ее звезд. Галактики с более молодыми звездами имеют более четкую плоскую спиралевидную форму, в то время как галактики со старыми звездами больше похожи на «рассеянную» сферу, сообщают ученые в Nature Astronomy.

Исследователям давно было известна такая зависимость, однако считалось, что она характерна лишь для галактик, которые очень сильно различаются по форме: либо они очень плоские, либо очень круглые. Сейчас же удалось впервые показать, что это утверждение верно для всех видов галактик – всех форм, всех возрастов, всех масс.

Астрономы из Университета Сиднея изучили 843 галактики, оценив степень их эллиптичности: насколько они «сплющены» и вытянуты или насколько они круглые. Эту характеристику они определили, наблюдая за движением звезд. В эллиптической галактике, похожей на гигантскую спираль (как Млечный Путь, например), звезды движутся упорядоченно, по определенной траектории – подобно тому, как машины едут по гоночному треку. В сферической галактике, у которой низкая степень эллиптичности, небесные светила движутся более случайным образом, как рой пчел. Цвета звезд галактики указывали на их средний возраст.

Связав возраст звезд и то, как они двигаются, ученые обнаружили тенденцию: чем старше звезды, тем более случайны их движения – от этого образуется круглая, сферическая форма галактики. Чем моложе звезды, тем упорядоченнее их движения – поэтому галактика приобретает более плоскую форму.

Пока не ясно, превратились ли сферические галактики из спиралевидных с течением времени или же они были такими на протяжении всей жизни.

[Фото: Science News]