Фермеров из пустыни Атакама прогнали инки

Обители самого засушливого места на Земле еще 1000 лет назад ухитрялись заниматься там сельским хозяйством. Однако потом завоеватели–инки переключили их на добычу полезных ископаемых.

Расположенная на территории Чили пустыня Атакама — самое засушливое место не Земле. Но оказывается, и здесь люди около 1000 лет назад люди занимались фермерством, и отказаться от него их заставили только завоеватели. Доказательства тому обнаружила международная команда археологов из Испании, США и Чили, сообщает сайт Past Horizons.

Ученые нашли в пустыне, недалеко от современного чилийского города Тури, насыпанные из камней сельскохозяйственные террасы, на которых когда-то, по-видимому, выращивались урожаи кукурузы, картофеля и киноа — псевдозерновой культуры, которая занимала важное место в рационе жителей доколумбовой Америки. Как древние земледельцы ухитрялись возделывать бесплодную пустыню? Они прокладывали ирригационные каналы, по которым на поля Атакамы поступала вода из ручьев, сбегающих по склонам Анд и питающихся талыми снегами.

Хотя этот труд и был нелегким, отказаться от фермерства жителей Атакамы побудили только завоеватели-инки, присоединившие эти места к своей империи. Их больше интересовали полезные ископаемые, в изобилии встречающиеся в этих местах — например, медь. Кроме того, производить пищу в других частях империи, с более благодатным климатом, было проще и дешевле. Такая же ситуация сохраняется и сегодня, главная отрасль, развитая в Атакаме — добыча полезных ископаемых.

Археологи также нашли в пустыне близ Тури много каменных жерновов. По-видимому, на них перетирали кукурузу, чтобы сделать потом из нее пиво. Этот напиток пили на праздниках.

«Инки регулярно устраивали по всей своей обширной империи большие праздники, отчасти в ритуальных целях, отчасти — для того, чтобы показать покоренным народам, какие они великодушные», — объясняет Фрэнсис Хаяшида (Frances Hayashida), ассоциированный профессор антропологии из университета Нью-Мексико (США), принимавший участие в раскопках.

Археологи намерены продолжать свою работу в Атакаме. В частности, они ищут среди камней остатки древних культурных растений (которые вполне могли сохраниться в местном абсолютно сухом климате) чтобы выяснить, выращивали ли в чилийской пустыне те же сорта кукурузы, картофеля и киноа, что и в Центральной Америке, или все же какие-то другие.

Пустыня Атакама — одно из самых необычных мест на Земле. Согласно последним исследованиям, ее почвы очень похожи на марсианские — настолько, что их исследование может помочь обнаружить жизнь на Красной планете.

археологические находки пустыня атакама чили