Камни Атакамы говорят о жизни на Марсе?

В вулканических породах засушливой чилийской пустыни обнаружены жизнестойкие бактерии

Международный коллектив учёных впервые описал сообщества бактерий в вулканических породах чилийской пустыни Атакама. Исследователи считают, что если такие вулканические отложения обнаружит в кратере Гейла на Марсе аппарат Curiosity, именно там надо искать жизнь, сообщает испаноязычное агентство научной информации SINC.

Большие пространства засушливой Атакамы покрыты игнимбритами – обломочными горными породами вулканического происхождения.

Способность породы быть заселённой микроорганизмами зависит от физических и химических характеристик субстрата. В случае игнимбритов их пористая структура смягчает перепады температуры и сохраняет влагу, которая поступает с крайне скудными осадками. Кроме того, она даёт защиту от ультрафиолетовой радиации и излишнего света, в то же время пропуская необходимое для фотосинтеза количество света. Таким образом, в этих камнях есть условия для жизни.

Учёные из Национального музея естественных наук Испании, NASA, Университета Эстремадуры, Университета Южной Калифорнии (США) и Института сельскохозяйственных наук Испании описали сообщества микроорганизмов, обитающих в игнимбритах.

Эндолиты – существа, живущие в камне – населяют поры игнимбрита в 1—2 миллиметрах от его поверхности. Они приспособлены к условиям чрезвычайной засушливости Атакамы. Так, цианобактерии Chroococcidiopsis сумели прожить в полностью сухих условиях лаборатории два месяца. В природе они, однако, выживают в течение более чем девяти месяцев.

Помимо того, что поры породы создают условия для микробного метаболизма, они «могут превращаться в хранилища биомаркеров после гибели колонии микроорганизмов и давать информацию о жизни в прошлом», пояснили исследователи.

«Результаты работы, опубликованные в журнале Icarus, могут иметь значение для поисков жизни на Марсе, так как вулканические отложения наблюдаются на планете в изобилии. Более того, в кратере Гейла, где работает Марсианская научная лаборатория, идентифицированы породы, похожие на игнимбриты по характеристикам. Соблазняет мысль о том, что если робот Curiosityнайдёт отложения игнимбритов, их надо будет внимательно проанализировать», – рассказал исследователь польского происхождения Яцек Вешхос (Jacek Wierzchos).

curiosity марс микробиология чили