22 ноября в Гамбурге проходят торжественные мероприятия в честь 10-летия со дня старта Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах XFEL.

Проект XFEL, созданный на базе разработок российских учёных и при активном интеллектуальном и финансовом вкладе нашей страны, –  уникальная мегаустановка для проведения исследований, прежде всего, в области материаловедения, нано и био-технологий. С помощью исключительно ярких и сверхкоротких импульсов рентгеновского излучения ученые могут буквально видеть процессы, происходящие в наномире, что позволит выйти на новый уровень в исследованиях в области физики, химии, материаловедения, наук о жизни, биомедицине.

На сегодняшний день в рамках межправительственных соглашений в проекте XFEL участвуют 12 стран. Использование главного ресурса установки — пучкового времени — будет осуществляться с учетом вклада каждой страны в создание установки. Доля участия России — вторая по значимости после Германии и составляет более 25% от общей стоимости проекта XFEL. Российские ученые – также вторые после немецких коллег по числу научных сотрудников в штате XFEL.

В проекте участвовали на разных этапах около 300 институтов из 36 стран, в том числе из России: НИЦ "Курчатовский институт" (Москва, Протвино, Санкт-Петербург); ИЯИ РАН (Москва), ИК РАН (Москва), ИЯФ СО РАН (Новосибирск), НИИЭФА им. Ефремова (Санкт-Петербург), ОИЯИ (Дубна), Физтех им. А.Ф. Иоффе РАН (Санкт-Петербург), МИФИ (Москва), МФТИ (Москва), МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва) и др.

Благодаря уникальному научному потенциалу НИЦ "Курчатовский институт" в области рентгеновского, синхротронного и нейтронного излучений, он занимает в проекте XFEL роль научного координатора от России. По словам президента НИЦ "Курчатовский институт" Михаила Ковальчука, проект XFEL позволяет сделать новый принципиальный шаг на пути детального понимания и создания природоподобных технологий. "Проводя исследования на XFEL, можно не только "подсмотреть", как идут химические реакции, определяющие положение атомов, но и воспроизвести их, таким образом сделать прорыв, вплотную приблизившись к технологиям природоподобия", – отметил М. Ковальчук.

К знаковой дате, для обсуждения первых результатов и перспектив исследований в Гамбурге собрались около 400 гостей, включая сотрудников XFEL разных лет, а также представителей стран – участниц проекта. НИЦ "Курчатовский институт" в Гамбурге представляет директор Центра Александр Благов.

Европейский председатель XFEL Роберт Фейденханс дал положительную оценку проделанной работе: "Я с гордостью и волнением наблюдал за становлением этого сложного проекта, в создании которого участвовали научные институты и компании из многих стран. Теперь, спустя десятилетие после начала строительства, ученые со всего мира посещают установку для реализации своих экспериментов, и мы уже видим первые впечатляющие результаты".