Полная история пчел

Шведские ученые определили эволюционную историю медоносных пчел при помощи методов геномики.
Исследователи из Университета Уппсалы (Швеция) представили первый глобальный анализ вариаций генома медоносных пчел. Результаты показывают их удивительно высокий уровень генетического разнообразия и то, что родом пчелы, скорее всего, из Азии, а не из Африки, как считалось ранее. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Genetics.

Медоносная пчела Аpis mellifеra имеет решающее значение для человечества. Треть нашей пищи зависит от опыления плодов, орехов и овощей пчелами и другими насекомыми. Обширные потери популяций пчел в последние годы являются основной причиной для беспокойства. Медоносные пчелы сталкиваются с опасностями, исходящими от болезней, изменения климата и прямой деятельности человека, например, применением определенных химикатов в сельском хозяйстве. Для спасения пчел важно понять эволюционную историю пчел и то, как они приспосабливались к различным средам по всему миру.

«В отличие от других одомашненных видов, у пчел невероятно высоко генетическое разнообразие, поэтому инбридинг, близкородственное скрещивание, не может быть причиной крупных потерь пчелиных колоний в последнее время», — рассказал Мэтью Уэбстер (Matthew Webster), научный сотрудник Отдела медицинской биохимии и микробиологии Университета Уппсалы.

Другим неожиданным результатом стало то, что медоносные пчелы происходят от древних пчел, прибывших из Азии около 300 тысяч лет назад и быстро распространившихся по всей Европе и Африке. Вариации геномов пчел указывают на большие циклические колебания их численности, отражающие историю изменений климата.

«Наше исследование предоставляет возможность по-новому взглянуть на эволюцию и механизмы генетической адаптации пчел, лежащие в основе их устойчивости к болезням и изменениям климата. Эти знания имеют жизненно важное значение для защиты пчел в современном мире», — объяснил Уэбстер.

пчелы расшифровка генома