Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 548

Этнополитика как механизм укрепления гражданской солидарности

Исследования ученых-историков Коми НЦ УрО РАН лежат в области этнополитической проблематики, которая является неотъемлемой частью национально-культурного и этноязыкового развития государства

Исследования ученых-историков Коми НЦ УрО РАН лежат в области этнополитической проблематики, которая является неотъемлемой частью национально-культурного и этноязыкового развития государства.

Изучение этнической истории – в центре внимания исследователей разных научных дисциплин. Этнологи, антропологи, географы, социологи, историки, ученые-обществоведы, филологи обращаются к архивным и музейным материалам с целью получить достоверную информацию об истоках самобытности и истории отдельного этноса, народа или целой нации. Этнокультурный уклад и традиции не просто знакомят с особенностями национальных характеров и ментальности, а дают представление о национальном (этническом) самосознании.  

В связи с этим государственное управление в сфере национальной политики требует экспертного владения и обеспечения во избежание социальных, культурных, политических проблем, а в конечном счете, недопустимости конфликтов в среде многоэтничного народа.

Однако в современной академической литературе и политической публицистике появляются прогнозы о росте межэтнической и межконфессиональной напряженности.  Порой этничность выступает не только как форма социальной и культурной организации, но в качестве политического ресурса, что  может привести  и к  негативным последствиям. Важно не допустить в сообществе возникновения и развития этнонационалистических и сепаратистских движений. Поэтому очевидна актуальность этнополитологической проблематики в обществе, поскольку Российская Федерация – это многоэтническое государство, и имеет смысл получить объективную расширенную информацию о культурном многообразии страны от научных экспертов.

Отечественные специалисты из Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН занимаются изучением этнополитологии и проблемами ее преподавания в России. Учебные пособия учёных-историков нацелены на то, чтобы изменить сложившуюся ситуацию и создать базу для этнополитического просвещения.

Название изображения

Юрий Петрович Шабаев.

Что изучает наука этнополитология,  какова  природа этничности и в чем специфика российского опыта управления многоэтничными сообществами и регионами рассказывает доктор исторических наук, профессор Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, заведующий сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар) Юрий Петрович Шабаев.

«Этнополитологию надо рассматривать скорее не как самостоятельную науку, а как пограничную дисциплину между этнологией/этнографией, которая занимается изучением народов и их культур, и политологией, изучающей политические процессы. Но поскольку этничность, которую специалисты определяют как форму культурной солидарности людей, может и используется еще как политический ресурс, постольку очевидно, что основное внимание в этнополитологии уделено тому, как этничность из формы культурной солидарности превращается в политический инструмент. Изучаются формы и механизмы политизации этничности. Кроме того, в центре внимания данной дисциплины находится взаимодействие между государством и этническими сообществами,

Юрий Шабаев рассказал о предмете, функции и насущной значимости этой дисциплины сегодня для развития и эффективного функционирования государственных и общественных институтов. –

В сложных сообществах, к которым принадлежит и Россия, где проживают более 190 этнических групп, этнополитология имеет не только сугубо теоретическое, но и очевидное практическое значение. Главная практическая задача этнополитики – это формирование прочных государственных сообществ из разнородных культурных сообществ, а соответственно, важной задачей этнополитологиии является изучение процессов нациестроительства и тех сложностей, которые мешают гражданскому единению».

В этнографических и антропологических работах уделяется внимание развитию теории этнической идентичности и ее моделям, в которых новые концептуальные основания опираются на исследовании природы национального самосознания.

«Есть два основных подхода к пониманию природы этничности. Из уст многих этнических активистов, да и простых обывателей, часто можно слышать утверждения типа: «Наш народ живет на этой территории уже десять тысяч лет». Между тем, большинство этнических сообществ, как и их названия, появились/сформировались довольно поздно. К примеру, этноним великороссы/русские утвердился в XVIII в., когда сформировался русский литературных язык, а самоназвание эстонцы появилось только в середине XIX столетия, другие – в ХХ (например хакасы, алтайцы и др.), –

 сообщил Юрий Шабаев и отметил, сторонником какой теоретической модели по изучению этничности он является. 

Понимание этничности как извечной, исконной данности, а этнических сообществ как биологических популяций, существовавших всегда, есть натурфилософский подход к объяснению природы этничности. Его еще называют примордиалитским (эссенциалитским). В противовес ему существует понимание этнических сообществ как социальных конструктов, т.е. как сообществ, возникающих в процессе исторического развития. Я придерживаюсь именно такого толкования природы этничности».

Политика по укреплению межнационального согласия в любом гражданском обществе имеет огромное значение и поэтому важно введение в образовательную программу средних и высших учебных заведений этнополитологии как учебной дисциплины. В отечественном образовании преимущественно применяются модели дидактического характера, которые не всегда эффективны, поэтому есть необходимость знакомства с элементами традиционного воспитания, характерного для той или иной местности и включения их в воспитательный процесс современной школы.

 С чем сегодня связаны трудности воспитания адекватных представлений о многонациональной природе российского государства?

По замечанию Юрия Шабаева, «этнополитология или точнее, отдельные темы из этого курса, чаще всего преподаются в рамках обычного курса политологии и  преподносятся студентам политологами, которые не очень хорошо разбираются в этнологии/этнографии. А это серьезный недостаток. Кроме того, не все понимают значение этничности как политического ресурса. В нашей стране с ее огромным культурным многообразием, конечно, необходимо более масштабное распространение этнополитических знаний как в смысле  просвещения граждан, так и в смысле умения понимать необходимость  соответствующего их поведения, которое специалисты называют повседневной толерантностью. Надеюсь, что учебники и учебные пособия, которые мы подготовили, будут способствовать тому, что этнополитические темы и знания будут распространяться более качественно».

В прошлом году вышла монография Юрия Шабаева (ШАБАЕВ Ю.П. УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫМ МНОГООБРАЗИЕМ РОССИИ: ОПЫТ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) и  его книга в соавторстве с академиком, научным руководителем Института этнологии и антропологии Российской академии наук Валерием Тишковым (ТИШКОВ В.А., ШАБАЕВ Ю.П. ЭТНОПОЛИТОЛОГИЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЭТНИЧНОСТИ. УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. 3-Е ИЗД., ИСПР. И ДОП. / В.А. ТИШКОВ, Ю.П. ШАБАЕВ. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2019.  – 416 С. – (БИБЛИОТЕКА ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ МГУ). Эти учебные пособия для студентов и специалистов призваны дополнить комплекс знаний этнологического и этнополитологического характера.

Россия   исторически развивалась как многоэтническое государство, тем не менее национальные конфликты имели место. Каким образом методы  мультикультурного образования (или методы этнополитики, национальной политики государства) помогут сформировать у граждан РФ разных этносов и национальностей корректное представление  о взаимодействии и общежитии?

«Мультикультурное образование, социальная реклама и точно расставленные приоритеты в государственной национальной политике – это действительно путь к успеху в деле формирования гражданской нации и общероссийской идентичности. Во Франции вся система школьного образования в первую очередь нацелена на формирование гражданина, только во вторую – на распространение знаний. Там уже давно в школах проводятся уроки граждановедения. Нацеленность на формирование гражданских идеалов и гражданского сознания у учащихся и всего населения страны – вот что необходимо сегодня,   

 – убежден Юрий Шабаев и выражает мнение по поводу  практикующих методик учебного курса.  –

Однако, оценивая программы по истории, краеведению и некоторым другим дисциплинам и документы, рождаемые в министерских кабинетах в национальных республиках РФ, видишь, что многие из них носят этноцентричный характер и никак не направлены на формирование гражданского согласия и общероссийской идентичности, не ориентированы на реальный показ культурного многообразия как отдельных республик, так и всей страны в целом. Это прямой  путь к формированию этнокультурных стереотипов и предубеждений, которые разрушают идею гражданской нации и государственное единство».

В современном обществе наблюдается тенденция реанимировать элементы традиционного воспитания, но в то же время существуют опасения, что   это может привести к этноцентризму.

Как преодолеть крайние взгляды и предубеждения, сохранив национальную идентичность?

«Да, так называемая этнопедагогика, нередко на деле есть форма архаизации процесса воспитания. Да и сама национальная политика некоторыми чиновниками понимается нередко как череда фольклорных фестивалей, выставок национальной одежды и т.п., то есть как демонстрация элементов так называемой народной или фольклорной культуры, которые уже давно вышли из повседневного обихода. На Северном Кавказе в условиях исламского возрождения происходит реальная архаизация всей общественной жизни. Так за выход в купальнике на пляже в Махачкале могут и побить, и облить краской. Мир на пороге 4-й промышленной революции, цифровизации, роботизации, а этнические антрепренеры и религиозные ортодоксы толкают нас в прошлое. Сопротивление этим процессам должно стать частью региональных моделей этнополитики. Но пока этого, к сожалению, не происходит», – считает Юрий Шабаев.

Этнополитология связана с изучением роли этничности в политических процессах, в частности, на региональном и федеральном уровнях. Главная проблема   по мнению исследователей, возникает, когда культурное меньшинство  превращается в политическое меньшинство.

Какая на сегодняшний момент существует система защиты этнических меньшинств, например, народа коми?

«И на федеральном, и на республиканском уровнях принят целый ряд законов, которые призваны защищать интересы культурных групп, способствовать сохранению их образа жизни. К примеру, есть целый ряд законов, которые призваны защищать интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К сожалению, некоторые из них не работают. Например, закон о территориях традиционного природопользования. Чтобы изменить ситуацию полезно было бы принять еще один закон – об этнологической экспертизе и позволить специалистам помогать претворять в жизнь те законодательные акты, которые были приняты ранее и отвергать неразумные практики, существующие на местах. Самыми распространенными законами в республиках, в том числе и в Коми, которые ориентированы на поддержку этнических культур, являются законы о государственных языках, которые придали статус государственного языкам титульных этнических групп. Но важно, чтобы законодатели в угоду мнимой лояльности в отношении титульных групп не шли на поводу у этнических антрепренеров и не принимали таких законов, которые разрушают гражданское согласие. Так в 2004 году в Мордовии, в 2011 году в Коми и в 2013 году в Марий Эл было введено обязательное изучение всеми учащимися мордовских, коми и марийского языков, что спровоцировало массовое недовольство со стороны этнического большинства этих республик. И этот языковой конфликт в полной мере до сих пор не преодолен, о чем можно судить хотя бы по факту самосожжения перед зданием Госсовета Удмуртии в сентябре прошлого года этнического активиста Альберта Разина, требовавшего ввести обязательное изучение удмуртского языка во всех детских садах и школах республики.

 В Республике Коми в 1992 году был принят закон о статусе съезда коми народа, который состоял всего из нескольких строк, написанных  идеологами коми движения и провозглашавший, что съезд является высшим представительным собранием коми народа. Но придав статус параллельного парламента собранию этнических активистов, закон поставил под сомнение легитимность самого республиканского парламента. Если сравнить этот закон с норвежским законом «О законодательном собрании народа саами», где говорилось, что делегаты  этого собрания избираются во время общенациональных избирательных собраний путем волеизлияния тех, кто добровольно зарегистрировался в специальных «списках саами», то видно,  что названный закон Республики Коми носит не правовой характер, а характер политической декларации и не более того. Не случайно по требованию федеральных правоведов этот закон был отменен. Но осталось еще много такого, что прямо противоречит федеральной конституции. К примеру, акцентирование в Основных Законах республик особой миссии «коренного народа» (а мы все в этой стране «коренные»). Такие пассажи есть в Конституции Коми, Удмуртии, Карелии», – подробно рассказал о ситуации этнических меньшинств  Юрий Шабаев.

Внимание исследователей привлекают и этнополитические конфликты, которые могут быть вызваны борьбой за групповую автономию, либо быть инициированы радикальными религиозными движениями. Основополагающими причинами современных этнополитических конфликтов являются различия в понимании природы современных наций, а также этнический сепаратизм, борьба за правовой статус группы, стремление к обретению групповой автономии. Урегулирование этнополитических конфликтов – это сложная политическая проблема. По мнению Шабаева, «наиболее приемлемой формой конфликторазрешения можно считать различные согласительные процедуры, хотя в некоторых случаях возможен и силовой метод конфликторазрешения».

Итак, этнополитология имеет общественно-политическую значимость, в особенности, для  многонационального государства, которым является  Российская Федерация.  В частности, Юрием Шабаевым изучены основы региональных моделей национальных республик и автономных округов, где титульным населением являются угро-финны.  В настоящее время, по мнению экспертов, можно даже говорить об этническом возрождении в нашей стране, имеющей опыт сосуществования разных народов разного вероисповедания.

Помимо этого, важно учитывать соотношение этничности и регионализма. Последний рассматривается в географическом, политическом, экономическом и культурном аспектах и основан на анализе политического развития регионов.

В чем специфический характер российского регионализма и какова его связь с этничностью?

«У нас регионализм очень тесно связан с этничностью. Более того, сама Российская Федерация, как и СССР – это этническая федерация. При этом разговоры о том, что это ассиметричная федерация, вполне уместны, ибо республики получают больше преференций, нежели обычные области, за исключением Москвы, Петербурга и Севастополя. Лидеры республик активно пользуются этничностью для внеэкономического выбивания дотаций от федерального центра. Я согласен с теми экспертами, которые говорят, что принципы региональной политики надо менять, что здесь должна быть строгая логика», – считает Юрий Шабаев.

Историки Коми НЦ УрО РАН планируют выход новой монографии Ю.П. ШАБАЕВ, М.А. ОМАРОВ РЕГИОНАЛИЗМ И ЭТНИЧНОСТЬ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ  ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ, которая осветит различные формы проявления  российского регионализма и его эволюцию от советского периода до  наших дней, что будет полезно  не только специалистам, но и тем, кто интересуется вопросами региональной политики и  проблемами укрепления  гражданской идентичности в российских регионах.

Таким образом, признание этнического многообразия и соблюдение баланса с государственным единством необходимы для сохранения национально-культурного развития народов. Кроме того, этнополитологическую грамотность и  гражданскую ответственность следует соблюдать  всем, кто может так или иначе столкнуться с этнологической проблематикой (юрисдикция, СМИ, педагогика и др.).

института языка литературы и истории коми нц уро ран этнополитика юрий петрович шабаев доктор исторических наук профессор сыктывкарского государственного университета имени питирима сорокина

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.