Исследования ученых-историков Коми НЦ УрО РАН лежат в области этнополитической проблематики, которая является неотъемлемой частью национально-культурного и этноязыкового развития государства.
Изучение этнической истории – в центре внимания исследователей разных научных дисциплин. Этнологи, антропологи, географы, социологи, историки, ученые-обществоведы, филологи обращаются к архивным и музейным материалам с целью получить достоверную информацию об истоках самобытности и истории отдельного этноса, народа или целой нации. Этнокультурный уклад и традиции не просто знакомят с особенностями национальных характеров и ментальности, а дают представление о национальном (этническом) самосознании.
В связи с этим государственное управление в сфере национальной политики требует экспертного владения и обеспечения во избежание социальных, культурных, политических проблем, а в конечном счете, недопустимости конфликтов в среде многоэтничного народа.
Однако в современной академической литературе и политической публицистике появляются прогнозы о росте межэтнической и межконфессиональной напряженности. Порой этничность выступает не только как форма социальной и культурной организации, но в качестве политического ресурса, что может привести и к негативным последствиям. Важно не допустить в сообществе возникновения и развития этнонационалистических и сепаратистских движений. Поэтому очевидна актуальность этнополитологической проблематики в обществе, поскольку Российская Федерация – это многоэтническое государство, и имеет смысл получить объективную расширенную информацию о культурном многообразии страны от научных экспертов.
Отечественные специалисты из Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН занимаются изучением этнополитологии и проблемами ее преподавания в России. Учебные пособия учёных-историков нацелены на то, чтобы изменить сложившуюся ситуацию и создать базу для этнополитического просвещения.
Что изучает наука этнополитология, какова природа этничности и в чем специфика российского опыта управления многоэтничными сообществами и регионами – рассказывает доктор исторических наук, профессор Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, заведующий сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар) Юрий Петрович Шабаев.
«Этнополитологию надо рассматривать скорее не как самостоятельную науку, а как пограничную дисциплину между этнологией/этнографией, которая занимается изучением народов и их культур, и политологией, изучающей политические процессы. Но поскольку этничность, которую специалисты определяют как форму культурной солидарности людей, может и используется еще как политический ресурс, постольку очевидно, что основное внимание в этнополитологии уделено тому, как этничность из формы культурной солидарности превращается в политический инструмент. Изучаются формы и механизмы политизации этничности. Кроме того, в центре внимания данной дисциплины находится взаимодействие между государством и этническими сообществами, –
Юрий Шабаев рассказал о предмете, функции и насущной значимости этой дисциплины сегодня для развития и эффективного функционирования государственных и общественных институтов. –
В сложных сообществах, к которым принадлежит и Россия, где проживают более 190 этнических групп, этнополитология имеет не только сугубо теоретическое, но и очевидное практическое значение. Главная практическая задача этнополитики – это формирование прочных государственных сообществ из разнородных культурных сообществ, а соответственно, важной задачей этнополитологиии является изучение процессов нациестроительства и тех сложностей, которые мешают гражданскому единению».
В этнографических и антропологических работах уделяется внимание развитию теории этнической идентичности и ее моделям, в которых новые концептуальные основания опираются на исследовании природы национального самосознания.
«Есть два основных подхода к пониманию природы этничности. Из уст многих этнических активистов, да и простых обывателей, часто можно слышать утверждения типа: «Наш народ живет на этой территории уже десять тысяч лет». Между тем, большинство этнических сообществ, как и их названия, появились/сформировались довольно поздно. К примеру, этноним великороссы/русские утвердился в XVIII в., когда сформировался русский литературных язык, а самоназвание эстонцы появилось только в середине XIX столетия, другие – в ХХ (например хакасы, алтайцы и др.), –
сообщил Юрий Шабаев и отметил, сторонником какой теоретической модели по изучению этничности он является. –
Понимание этничности как извечной, исконной данности, а этнических сообществ как биологических популяций, существовавших всегда, есть натурфилософский подход к объяснению природы этничности. Его еще называют примордиалитским (эссенциалитским). В противовес ему существует понимание этнических сообществ как социальных конструктов, т.е. как сообществ, возникающих в процессе исторического развития. Я придерживаюсь именно такого толкования природы этничности».
Политика по укреплению межнационального согласия в любом гражданском обществе имеет огромное значение и поэтому важно введение в образовательную программу средних и высших учебных заведений этнополитологии как учебной дисциплины. В отечественном образовании преимущественно применяются модели дидактического характера, которые не всегда эффективны, поэтому есть необходимость знакомства с элементами традиционного воспитания, характерного для той или иной местности и включения их в воспитательный процесс современной школы.
С чем сегодня связаны трудности воспитания адекватных представлений о многонациональной природе российского государства?
По замечанию Юрия Шабаева, «этнополитология или точнее, отдельные темы из этого курса, чаще всего преподаются в рамках обычного курса политологии и преподносятся студентам политологами, которые не очень хорошо разбираются в этнологии/этнографии. А это серьезный недостаток. Кроме того, не все понимают значение этничности как политического ресурса. В нашей стране с ее огромным культурным многообразием, конечно, необходимо более масштабное распространение этнополитических знаний как в смысле просвещения граждан, так и в смысле умения понимать необходимость соответствующего их поведения, которое специалисты называют повседневной толерантностью. Надеюсь, что учебники и учебные пособия, которые мы подготовили, будут способствовать тому, что этнополитические темы и знания будут распространяться более качественно».
В прошлом году вышла монография Юрия Шабаева (ШАБАЕВ Ю.П. УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫМ МНОГООБРАЗИЕМ РОССИИ: ОПЫТ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) и его книга в соавторстве с академиком, научным руководителем Института этнологии и антропологии Российской академии наук Валерием Тишковым (ТИШКОВ В.А., ШАБАЕВ Ю.П. ЭТНОПОЛИТОЛОГИЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЭТНИЧНОСТИ. УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. 3-Е ИЗД., ИСПР. И ДОП. / В.А. ТИШКОВ, Ю.П. ШАБАЕВ. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2019. – 416 С. – (БИБЛИОТЕКА ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ МГУ). Эти учебные пособия для студентов и специалистов призваны дополнить комплекс знаний этнологического и этнополитологического характера.
Россия исторически развивалась как многоэтническое государство, тем не менее национальные конфликты имели место. Каким образом методы мультикультурного образования (или методы этнополитики, национальной политики государства) помогут сформировать у граждан РФ разных этносов и национальностей корректное представление о взаимодействии и общежитии?
«Мультикультурное образование, социальная реклама и точно расставленные приоритеты в государственной национальной политике – это действительно путь к успеху в деле формирования гражданской нации и общероссийской идентичности. Во Франции вся система школьного образования в первую очередь нацелена на формирование гражданина, только во вторую – на распространение знаний. Там уже давно в школах проводятся уроки граждановедения. Нацеленность на формирование гражданских идеалов и гражданского сознания у учащихся и всего населения страны – вот что необходимо сегодня,
– убежден Юрий Шабаев и выражает мнение по поводу практикующих методик учебного курса. –
Однако, оценивая программы по истории, краеведению и некоторым другим дисциплинам и документы, рождаемые в министерских кабинетах в национальных республиках РФ, видишь, что многие из них носят этноцентричный характер и никак не направлены на формирование гражданского согласия и общероссийской идентичности, не ориентированы на реальный показ культурного многообразия как отдельных республик, так и всей страны в целом. Это прямой путь к формированию этнокультурных стереотипов и предубеждений, которые разрушают идею гражданской нации и государственное единство».
В современном обществе наблюдается тенденция реанимировать элементы традиционного воспитания, но в то же время существуют опасения, что это может привести к этноцентризму.
Как преодолеть крайние взгляды и предубеждения, сохранив национальную идентичность?
«Да, так называемая этнопедагогика, нередко на деле есть форма архаизации процесса воспитания. Да и сама национальная политика некоторыми чиновниками понимается нередко как череда фольклорных фестивалей, выставок национальной одежды и т.п., то есть как демонстрация элементов так называемой народной или фольклорной культуры, которые уже давно вышли из повседневного обихода. На Северном Кавказе в условиях исламского возрождения происходит реальная архаизация всей общественной жизни. Так за выход в купальнике на пляже в Махачкале могут и побить, и облить краской. Мир на пороге 4-й промышленной революции, цифровизации, роботизации, а этнические антрепренеры и религиозные ортодоксы толкают нас в прошлое. Сопротивление этим процессам должно стать частью региональных моделей этнополитики. Но пока этого, к сожалению, не происходит», – считает Юрий Шабаев.
Этнополитология связана с изучением роли этничности в политических процессах, в частности, на региональном и федеральном уровнях. Главная проблема по мнению исследователей, возникает, когда культурное меньшинство превращается в политическое меньшинство.
Какая на сегодняшний момент существует система защиты этнических меньшинств, например, народа коми?
«И на федеральном, и на республиканском уровнях принят целый ряд законов, которые призваны защищать интересы культурных групп, способствовать сохранению их образа жизни. К примеру, есть целый ряд законов, которые призваны защищать интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К сожалению, некоторые из них не работают. Например, закон о территориях традиционного природопользования. Чтобы изменить ситуацию полезно было бы принять еще один закон – об этнологической экспертизе и позволить специалистам помогать претворять в жизнь те законодательные акты, которые были приняты ранее и отвергать неразумные практики, существующие на местах. Самыми распространенными законами в республиках, в том числе и в Коми, которые ориентированы на поддержку этнических культур, являются законы о государственных языках, которые придали статус государственного языкам титульных этнических групп. Но важно, чтобы законодатели в угоду мнимой лояльности в отношении титульных групп не шли на поводу у этнических антрепренеров и не принимали таких законов, которые разрушают гражданское согласие. Так в 2004 году в Мордовии, в 2011 году в Коми и в 2013 году в Марий Эл было введено обязательное изучение всеми учащимися мордовских, коми и марийского языков, что спровоцировало массовое недовольство со стороны этнического большинства этих республик. И этот языковой конфликт в полной мере до сих пор не преодолен, о чем можно судить хотя бы по факту самосожжения перед зданием Госсовета Удмуртии в сентябре прошлого года этнического активиста Альберта Разина, требовавшего ввести обязательное изучение удмуртского языка во всех детских садах и школах республики.
В Республике Коми в 1992 году был принят закон о статусе съезда коми народа, который состоял всего из нескольких строк, написанных идеологами коми движения и провозглашавший, что съезд является высшим представительным собранием коми народа. Но придав статус параллельного парламента собранию этнических активистов, закон поставил под сомнение легитимность самого республиканского парламента. Если сравнить этот закон с норвежским законом «О законодательном собрании народа саами», где говорилось, что делегаты этого собрания избираются во время общенациональных избирательных собраний путем волеизлияния тех, кто добровольно зарегистрировался в специальных «списках саами», то видно, что названный закон Республики Коми носит не правовой характер, а характер политической декларации и не более того. Не случайно по требованию федеральных правоведов этот закон был отменен. Но осталось еще много такого, что прямо противоречит федеральной конституции. К примеру, акцентирование в Основных Законах республик особой миссии «коренного народа» (а мы все в этой стране «коренные»). Такие пассажи есть в Конституции Коми, Удмуртии, Карелии», – подробно рассказал о ситуации этнических меньшинств Юрий Шабаев.
Внимание исследователей привлекают и этнополитические конфликты, которые могут быть вызваны борьбой за групповую автономию, либо быть инициированы радикальными религиозными движениями. Основополагающими причинами современных этнополитических конфликтов являются различия в понимании природы современных наций, а также этнический сепаратизм, борьба за правовой статус группы, стремление к обретению групповой автономии. Урегулирование этнополитических конфликтов – это сложная политическая проблема. По мнению Шабаева, «наиболее приемлемой формой конфликторазрешения можно считать различные согласительные процедуры, хотя в некоторых случаях возможен и силовой метод конфликторазрешения».
Итак, этнополитология имеет общественно-политическую значимость, в особенности, для многонационального государства, которым является Российская Федерация. В частности, Юрием Шабаевым изучены основы региональных моделей национальных республик и автономных округов, где титульным населением являются угро-финны. В настоящее время, по мнению экспертов, можно даже говорить об этническом возрождении в нашей стране, имеющей опыт сосуществования разных народов разного вероисповедания.
Помимо этого, важно учитывать соотношение этничности и регионализма. Последний рассматривается в географическом, политическом, экономическом и культурном аспектах и основан на анализе политического развития регионов.
В чем специфический характер российского регионализма и какова его связь с этничностью?
«У нас регионализм очень тесно связан с этничностью. Более того, сама Российская Федерация, как и СССР – это этническая федерация. При этом разговоры о том, что это ассиметричная федерация, вполне уместны, ибо республики получают больше преференций, нежели обычные области, за исключением Москвы, Петербурга и Севастополя. Лидеры республик активно пользуются этничностью для внеэкономического выбивания дотаций от федерального центра. Я согласен с теми экспертами, которые говорят, что принципы региональной политики надо менять, что здесь должна быть строгая логика», – считает Юрий Шабаев.
Историки Коми НЦ УрО РАН планируют выход новой монографии Ю.П. ШАБАЕВ, М.А. ОМАРОВ РЕГИОНАЛИЗМ И ЭТНИЧНОСТЬ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ, которая осветит различные формы проявления российского регионализма и его эволюцию от советского периода до наших дней, что будет полезно не только специалистам, но и тем, кто интересуется вопросами региональной политики и проблемами укрепления гражданской идентичности в российских регионах.
Таким образом, признание этнического многообразия и соблюдение баланса с государственным единством необходимы для сохранения национально-культурного развития народов. Кроме того, этнополитологическую грамотность и гражданскую ответственность следует соблюдать всем, кто может так или иначе столкнуться с этнологической проблематикой (юрисдикция, СМИ, педагогика и др.).