В Москве состоялась конференция по биоэтике «Этические вызовы XXI века», в которой участвовали представители Комитета по биоэтике ЮНЕСКО Министерства иностранных дел России, члены Российской академии наук и Совета по этике Минздрава России, представители региональных этических комитетов. Встреча была посвящена анализу официальных документов ЮНЕСКО по вопросам биоэтики: «Право человека», «Биоэтика и права человека», «Геном человека», Этический кодекс профессионального сообщества врачей России. Такого рода обсуждения, выходящие на международный уровень, — новая веха в истории нашей страны, уверен академик Александр Григорьевич Чучалин, который стал председателем оргкомитета этого крупного мероприятия.
Александр Григорьевич, почему биоэтика представляется вам столь важной и актуальной?
Это актуальная тема для всего мирового сообщества, хотя, если говорить о России, здесь есть свои нюансы. Ровно 70 лет назад закончился Нюрнбергский процесс. Входе этого процесса немцы показали сержанта Джона Вудза. Это палач, который привел в исполнение смертные приговоры Нюрнбергского и Токийского трибуналов военным преступникам. Это событие сыграло большую роль для всего мира, и вопросы глобальной этики тесно связаны с итогами Второй мировой войны и с Нюрнбергским процессом. Весь мир искал, как решить эту проблему.
Как раз в это время, в 1945-1948 гг., появилась Всемирная медицинская ассоциация. Основным документом в работе этой структуры стал Международный кодекс медицинской этики. К сожалению, Советский Союз в этой работе не участвовал: считалось, что у нас своя этика, связанная с той идеологией, которой общество жило в тот период. Но мировое сообщество искало идею, которая была бы положена в основу этого документа. Такой основой стало произведение В.В. Вересаева «Записки врача». Это наше большое достижение — то, что русский врач и писатель создал уникальнейшую книгу, посвященную врачебным ошибкам, и она, по сути, стала мировым бестселлером именно в плане медицинской этики.
В.В. Вересаев — первый в мире автор, который так основательно и подробно подошел к анализу врачебных ошибок. В своей книге он касается своих личных ошибок, анализирует ошибки английских, немецких врачей... Это очень важная для всех нас книга. Не случайно международное медицинское сообщество активно отметило 150-летнюю дату со дня рождения В.В. Вересаева. Кроме Российской Федерации. И это поразительно.
Почему так?
Думаю, злого умысла ни у кого не было, это наша безграмотность и эмоциональная тупость. которая характерна для сегодняшнего общества. Тем не менее основы международного кодекса проистекали именно из этой великой книги.
В самом ее конце В.В. Вересаев ставит вопрос: а может ли общество прожить без Толстого, без Бетховена? И отвечает: да, короткое время может, но ни одного дня оно не может жить без врача. Он был первым, кто сформулировал эту простую, но важную мысль. Ни одного дня общество не может жить без врачей.
К сожалению, мы заплатили большую цену зато, что не вошли в мировое сообщество по вопросам этики. Вскоре наступили 1952-1953 гг., печально знаменитое «дело врачей», «заговор сионистов», как тогда считала наша общественность. И то, что мы сегодня испытываем, к большому сожалению, имеет исторические корни и связи.
А что мы испытываем?
Очевиден разрыв между врачебным сообществом и обществом в целом. Это началось, пожалуй, с расстрела доктора Е.С. Боткина, на который никто не отреагировал. Столетнее молчание. А ведь этот доктор был убит вместе с царской семьей потому, что не захотел покинуть своих пациентов даже в их смертный час. Это и есть служение пациенту, о котором нельзя забыть никогда. Сегодня он канонизирован и вошел в нашу историю как страстотерпец. Ноя хочу сказать о другом. Наше общество нуждается в принципиально ином уровне образования по вопросам этики. На мировом уровне нет слова «этика» — там существует понятие «биоэтика». Почему? Потому что человек ведет всестороннюю деятельность, он связан с окружающей средой, имеет отношение к продуктам питания. А если говорить об этических вызовах нынешнего дня, то это проблемы, связанные с развитием искусственного интеллекта, редактированием генома человека, новым родительством. Сегодня в мире проживает уже 5 млн человек, которые родились с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, и эти технологии развиваются. Это не только медицинские или технологические, но и этические вызовы. Поэтому в понятие биоэтики включаются вопросы медицинской этики, окружающей среды, геронтологии и гериатрии, связанные с преклонным возрастом человека, вопросы, которые имеют прямое отношение к тяжелым болезням, терминальным их стадиям, уходу человека из жизни. Я могу говорить на эту тему, потому что имею возможность сравнить Россию и Запад. И я вижу, что у нас в этом отношении серьезные проблемы именно относительно соответствующих документов, их понимания.
О каких документах идет речь?
Существуют очень серьезные фундаментальные документы. Самый первый — это Всеобщая декларация прав человека 1948 г. После этого в составе ЮНЕСКО как международной структуры на протяжении значительного периода времени, вплоть до 2005 г., работала группа, которая в конечном счете написала документ «Универсальная декларация по биоэтике и правам человека». И когда мы говорим слова «этика», «биоэтика», мы обязательно должны понимать, что такое права человека и его ответственность перед обществом. Права — это тоже ответственность.
А начиналось все значительно раньше. Если вернуться на два тысячелетия назад и вспомнить знаменитую встречу Платона и Аристотеля, когда они ведут философскую беседу, что такое мораль. Аристотель отвечает: инструмент, который используется для этого понятия, — этика. Собственно говоря, этика— это квинтэссенция моральной системы того или иного общества. Вот как это нужно понимать и сейчас.
Конечно, общество развивалось, и сегодня мы понимаем, что этика есть деонтологическая: я должен сделать так, как это принято моралью моего общества. Этика может быть прагматичная, когда мы ставим определенные задачи и хотим их достичь. Есть также этика, основанная на таких понятиях, как добродетель, альтруизм, желание нести добро, испытывать благодарность ит.д. Сам Аристотель подчеркивал, что этика— это также взаимоотношения между старшим и молодым поколением. Если у нас эта цепь рвется, то прерывается связь времен. А это один из фундаментальных этических законов существования человечества.
65 лет тому назад Россия стала членом международной организации ЮНЕСКО.
Это дочерняя организация Организации Объединенных Наций. ЮНЕСКО выполняет определенные функции на глобальном уровне. В первую очередь, это образование, где в последние годы предельно большое внимание уделяется именно вопросам биоэтики. Нынешний генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле демонстрирует очень глубокое понимание современных проблем. Основная концепция ее директорства выглядит следующим образом: этические вызовы, которые сегодня пришли в мир, должны обязательно сохранять моральные ценности нашей истории. Особенно много внимания она уделяет проблеме искусственного интеллекта. В этом вопросе такие этические проблемы, как гибридизация человека с машиной, киборгизация человечества, так называемый постчеловек, — среди основных. Она проанализировала и другую ситуацию: так называемые биоконсерваторы, люди, которые консервативно относятся к тому, что происходит в нашем мире. Она им отвечает: мир вошел в фазу четвертой технической революции, и остановить этот процесс мы уже не можем. На смену интернету и мобильным телефонам приходит то, что мы называем искусственным интеллектом. И здесь ведущее значение придается образованию. В биоэтике сегодня как никогда острейшим образом звучит тема так называемого глубокого обучения (англ, deep learning). Сегодняшняя технология направлена на то, чтобы искать сильный интеллект. Я участвовал в этих конференциях, поэтому вижу, насколько серьезная роль отводится этим вопросам.
Александр Григорьевич, 2019 г. решением ЮНЕСКО объявлен годом Периодической системы химических элементов. Однако, насколько я знаю, имени Д.И. Менделеева в формулировке нет. Этично ли это?
Не совсем так. Действительно, в мире есть несколько стран, которые претендуют на первенство в этом вопросе. Но нашей стране было разрешено отмечать наступающий 2019 г. как год Д.И. Менделеева. Менделеев, раскладывая свои таблички химических элементов в зависимости от атомного веса и их химических свойств, показал, что вторую строчку должен занимать газ, который определяет качество воздушной среды. Он не знал слова «гелий», но нарисовал место для него. Потом именно гелием стал заниматься П.Л. Капица. Работая в лаборатории Эрнеста Резерфорда в Лондоне, он открыл феномен сверхтекучести гелия. П.Л. Капица впервые в мире показал, что гелий действительно влияет на кислород, который входит в состав воздушной среды, и подвел научную основу под применение гелия в медицинских целях. Но не было математической основы, и П.Л. Капица обратился к Л.Д. Ландау. Таким образом, Д.И. Менделеев предсказал гелий, а два наших ученых стали лауреатами Нобелевской премии по гелию. Предвидение — важнейшее качество ученого, без него невозможно развитие науки, но пока нам непонятно, как работают озарение, интуиция, какова их роль в структуре сознания, и это еще одна проблема на пути развития искусственного интеллекта — в том числе этическая.
Вы сказали, что одно из направлений развития глубокого обучения — поиск сильного интеллекта. Как это будет происходить?
Этот приоритет должен быть заложен в саму нашу образовательную систему. Когда П.Л. Капица создавал МФТИ, он занимался именно этим — собирал талантливую молодежь. В этот поиск он вовлек А.Д. Сахарова, Я.Б. Зельдовича, Ю.Б. Харитона, И.Е. Тамма и т.д. Сам преподавал. Это стало приоритетным направлением знаменитой системы Физтеха— поиск мотивированных, высоко одаренных молодых людей. Эта система работает и сейчас. Однако развивая высокие технологии, мы неизбежно сталкиваемся с этическими проблемами. Вот почему я начал наш разговор с В.В. Вересаева. Именно он первым поставил вопрос не только взаимоотношений врача и пациента, но и взаимного влияния всех факторов нашей жизни. Нет ничего неважного, отдельного— все взаимосвязано. Климат, питание, новые технологии, юриспруденция — все это биоэтика. Самое слабое место в биоэтике — именно правовая часть, которая отстает от научных достижений, сегодня присутствующих в обществе.
В Москве недавно прошло мероприятие, посвященное проблемам биоэтики, и вы там председательствовали. Расскажите об этом подробнее.
Это была первая в нашей стране конференция ЮНЕСКО по биоэтике, цель которой — сблизить наше общество с тем, что происходит в мире. Надо сказать, Россия всегда была и остается по сей день страной, которая играет существенную роль во всех мировых процессах, в том числе связанных с биоэтикой. Она имеет сильный состав в штаб- квартире ЮНЕСКО. А.И. Кузнецов— постоянный представитель России при ЮНЕСКО— достойно представляет нашу страну. Имеется большой штат в разных комитетах. Эта конференция прошла в рамках инициативы Межправительственного комитета по биоэтике. Президент этого комитета — известный ученый, работающий в ЮНЕСКО и в Организации Объединенных Наций, юрист по образованию Кристиан Вик. Я был на демократической основе выбран в сентябре 2018 г. вице- президентом этого комитета. Иначе говоря, я — его соратник по вопросам биоэтики. Область, которую он активно развивает. — этика научных исследований. Эта тема выступает предметом аналитических докладов и подготовки ряда документов ЮНЕСКО.
Какие важные идеи там прозвучали, какие достигнуты договоренности?
Это очень серьезный вопрос. В результате этой конференции я понял, почему у нас отстает преподавание биоэтики. Дело в том, что у нас университетская общественность не имеет соответствующего материала, его просто нет в библиотеке. Поэтому одним из итогов этой конференции, которые я обсудил с Кристианом Биком, — создать в 2019 г. библиотеку по вопросам биоэтики. В эту библиотеку, как я планирую, войдут исторические работы Аристотеля по этике, уникальнейший труд «Медицина и философия», написанный двумя профессорами медицины из Швеции. Они разрешили опубликовать русскую версию этого фолианта, и сейчас мы решаем этот вопрос. Даже гонорара никакого не запросили, они счастливы, что их книга появится на русском языке. В эту библиотеку войдут работы «святого врача» В.Ф. Войно-Ясе- нецкого, моя работа о докторе Боткине «Страстотерпец врач Евгений», а также работы В.В. Вересаева. И я хочу специально подготовить том русских переводов всех официальных документов на эту тему. Все эти декларации знают только дипломаты. А если поговорить с профессорами, преподавателями, к большому сожалению, они этого не знают, поэтому не преподают, а раз не преподают, откуда наша молодежь может все это узнать? Такая библиотека — важнейший итог конференции. А еще мы наметили следующую конференцию. Теперь они будут проводиться регулярно.
Вы даже открыли кафедру ЮНЕСКО при РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Да. По этому поводу было большое торжество. В субботу, 1 декабря, университет встречал Кристиана Бика, других высоких гостей. У нас было заседание в зале ученого совета. Выступили наши студенты, они были очень активны, задавали вопросы Кристиану Бику. Это произвело очень хорошее впечатление. Церемония официального открытия кафедры ЮНЕСКО при нашем университете была торжественной и красивой, так что мы полны надежд.
Как вы себе представляете работу этой кафедры? Чему там будут учить?
Моя идея в том, чтобы была сквозная программа по преподаванию биоэтики на всех курсах, начиная с первого. Я смотрю, как это делают в университетах Великобритании, где есть такие кафедры. Студенты Оксфордского и Кембриджского университетов пишут свою первую научную работу именно по вопросам этики. То есть это самое важное для будущего ученого. Этический комитет Великобритании — один из активно работающих. Американская ассоциация врачей имеет мощный сайт по этике. Вообще, этические комитеты этих стран очень авторитетны. Многие наши проблемы связаны именно с тем, что у нас нет таких комитетов. Те же медицинские конфликты, которые сейчас раздирают наше общество, должны разбирать профессиональные и авторитетные этические комитеты, и именно их позиция должна формировать отношение общества, его морали, к этим ситуациям.
Мне кажется, существует еще такая этическая проблема, как нежелание и неумение врачей доносить до пациентов какую-то важную информацию — зачем нужна эта операция, как она будет проходить, какие могут быть последствия. Из-за этого разгораются многие конфликты, которых могло бы не быть.
Совершенно верно. Врач должен беседовать с больным и его родными, подробно все объяснять. отвечать на все вопросы, быть внимательным и терпеливым — и это также часть этики, которой надо учить студентов.
Этика окружает нас со всех сторон, и незнание ее законов, пренебрежение ими грозит нам всем серьезными проблемами. Они уже происходят. Все мы становимся свидетелями многочисленных историй, когда из-за жалоб пациентов врачей осуждают, помещают в следственные изоляторы, предают суду. Сейчас я переживаю события, связанные с Красноярском. Если помните, мы там всем миром строили храм, собирали деньги на памятник В.Ф. Войно-Ясенецкому...
Отлично помню. Какие же там произошли события?
Красноярск вообще был городом, где хорошо развивалось здравоохранение. За короткое время медицинский университет стал одним из лучших в Европе. И.П. Артюхов, ректор этого университета. совершенно его преобразил. Надо сказать, это места, где побывали в ссылке многие наши выдающиеся ученые. В.Ф. Войно-Ясенецкий, находясь в этих краях в лагерях ГУЛАГа, вовремя войны был главным хирургом всех госпиталей Красноярска и спас множество жизней. Когда только открывался университет. Валентин Феликсович читал там лекции, стал профессором, и многие его запомнили. Это был выдающийся человек, и его знаменитая фраза «Врачуя тело, не забывай о душе» осталась в памяти красноярцев. Человек — духовно-телесное существо, все в нем едино. А И.П. Артюхов, которого я считаю одним из наших лучших ректоров, не только многое сделал для развития университета, но и построил храм во имя святителя Луки, в миру В.Ф. Войно-Ясенецкого.
И сам медицинский университет Красноярска носит имя в.Ф. Войно-Ясенецкого.
Совершенно верно. Около университета появился чудесный памятник — В.Ф. Войно-Ясенец- кий не в рясе, а в медицинском халате. Это единственный памятник, где он показан врачом, коим и был всю жизнь. Он смотрит на университет, на студентов, которые входят в храм медицинской науки.
Ясно, что на храм и памятник нужны были деньги, и они были собраны. Многие жертвовали, кто сколько мог. Я тоже принял участие, вложил свои деньги, честно заработанные, чтобы все это появилось на красноярской земле.
Но вот сменился губернатор. Новый губернатор начал свою деятельность с того, что стал закрывать храмы. Закрыл церковь при сельхозакадемии, следом— около медуниверситета, а поводом к этому стало то. что храмы потребляют электричество и тепло от государственных учебных заведений и таким образом «украли» у государства миллион рублей. И теперь ректору грозят десять лет заключения. Конечно, мы боремся, пишем письма патриарху, мы просто так это дело не оставим. Но сам факт вызывает большую тревогу.
А ведь это тоже этический вопрос.
Безусловно. Вообще, мы в Красноярском крае внедрили целый ряд очень эффективных проектов. Если говорить о моей родной пульмонологии, то за короткое время нам удалось развернуть проект по снижению смертности от пневмонии. В результате там сейчас самая низкая в стране смертность от пневмонии. Красноярск имел самую низкую смертность от инфаркта миокарда, от инсультов, от дорожных травм и других происшествий.
Благодаря тому, что хорошо учили студен- тов-медиков?
В том числе. Студенты хорошо учились, был крепкий альянс между Министерством здравоохранения Красноярского края и университетом. Профессорско-преподавательский состав, в котором было много главных специалистов края, и Министерство здравоохранения развивали все эти проекты. Новый губернатор все это разрушил. Сегодня Красноярск откатился на четверть века назад. Это очень печально.
А что внушает оптимизм?
То, что в большинстве случаев нам удается найти общий язык с ректорами вузов и представителями власти. То, что нам удается разрабатывать новые технологии в борьбе с заболеваниями дыхательной системы, кровообращения и в ряде случаев внедрять их. То, что наши студенты по-прежнему хотят учиться, готовы впитывать новое, и вопросы этики их тоже интересуют. Хочется верить, что мы вырастим поколение молодых ученых, врачей, для которых медицина — это не бизнес, а в первую очередь служение пациенту. Этика пронизывает нашу жизнь, хотим мы этого или нет. Но если мы не учитываем ее законов, то вредим самим себе.
■
Беседовала Наталия Лескова