Телевизор – одно из самых известных и в тоже время интересных изобретений человечества. К нему можно относиться по-разному, любить или ненавидеть, смотреть или не смотреть, выкидывать из окна или нет, но все сходятся в одном: он создал совершенно новый мир, в котором мы живем до сих пор.
Историю его создания можно сравнить со складыванием картинки из пазлов – каждый новый пазл добавляет предыдущий и в итоге получается целостная картина. Также было и здесь: каждая новая технология дополняла предыдущую и в итоге получился полноценный аппарат.
Все началось в 1843 году в Шотландии, когда изобретатель Александр Бейн оформил патент на факсимильную машину. Однако из-за того, что копирование и передача изображения занимало много времени, а также постоянно возникали проблемы с синхронизацией приемника и передатчика, она не заинтересовала публику. В 1873 году англичанин Уиллоуби Смит открыл фотопроводимость селена. Это привело к изобретению фотоэлементов, которые в будущем будут использоваться в самых ранних телевизионных системах.
Используя открытия Бейна и Смита, в 1884 году немецкий студент Пауль Нипкoв разработал и запатентовал аппарат под названием электронный телескоп, который представлял из себя диск с дырочками, расположенными по спирали, сканирующий световую картинку и превращающий ее в бегущую строку световых импульсов, попадающих на фотоэлемент.
Здесь они превращались в электрические импульсы, которые передавались в приемник. В нем с той же частотой и интенсивностью мигала лампа, и такой же диск разворачивал ее свет в картинку на экране.
Механическая телесистема Джона Бэрда
В 1920-х годах над передачей картинки на расстояние начал работать англичанин Джон Бэрд. Он взял за основу диск Нипкова, в котором фотоэлектрический элемент камеры был заменен на более совершенный, и добавил к нему видеоусилитель. В итоге, в феврале 1924 на свет появилась механическая телесистема. Она могла отображать и передавать только силуэты снимаемых объектов, например изгибание пальцев, со скоростью 5 изображений в секунду.
Спустя год Бэрду удалось передать лицо человека. Хотя изображение было черно-белым и размытым, это был прорыв, который вдохновил изобретателя на проведение дальнейших опытов в этом направлении.
26 января 1926 года он организовал демонстрацию передачи изображения для членов Королевской ассоциации и репортёров газеты The Times. К этому времени скорость сканирования увеличилась с 5 до 12.5 изображений в секунду.
С этого момента Бэрд последовательно совершенствовал свое детище, создавая уже электромеханические модели телевизоров, применяя для этого электронно-лучевую трубку, вращающиеся цветные фильтры и другие собственноручно создаваемые технологии. Пиком его успехов стало создание первой полноцветной системы с разверткой в 1000 строк, однако из-за финансовых проблем в послевоенной Англии ему было отказано в ее полноценном внедрении.
Электронная трубка Розинга
Однако механическая система имела технические ограничения, из-за которых было невозможно в полной мере удовлетворить все возрастающие потребности людей в качественной передаче информации. Для ее нормальной работы был нужен яркий источник света, оборудование нельзя было двигать, а размер диска и количество отверстий были ограничены.
Над решением этой проблемы работали изобретатели из разных стран, в том числе из России. В 1907 году профессор Санкт-Петербургского технологического университета Борис Розинг предложил использовать систему электронной развёртки их (построчной передачи) в передающем приборе и электронно-лучевую трубку в приемном аппарате.
После четырех лет упорной работы, в мае 1911 года Розинг, используя электронный луч, провел показ изображения решетки из четырех полос на крошечном экране электронно-лучевой трубки на расстояние 200 метров. По сути дела, это была первая в мире телевизионная передача. В этом ему помогал студент Владимир Зворыкин, который спустя 20 лет сумеет усовершенствовать и воплотить в жизнь гениальное изобретение своего учителя.
Розинг верно определил направление будущего развития телевидения, но построить электронную систему, дающую хорошее изображение, Борис Львович не смог. В 1931 году по ложному обвинению он, вместе с другими учеными, был арестован и выслан на поселение в северные районы страны. Не сумев пережить лишений ссылки, он скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг 20 апреля 1933 года.
Отец телевидения
Продолжил дело Розинга его бывший ассистент Владимир Зворыкин. Именно ему удалось решить все технические проблемы по передаче телесигнала и собрать работающее устройство. Осенью 1919 года в Омске пало правительство Колчака и его представитель Зворыкин, находившийся в командировке в США, решил остаться в этой стране и устроился на работу в техническую компанию Westinghouse. Там он занимался фотоэлементами и звукозаписью и втайне от начальства разработкой телеприемника.
В 1928 году Зворыкин познакомился с Дэвидом Сарновым, вице-президентом компании Radio Corporation of America (RCA). Последний тоже считал телевидение перспективной технологией и собирался строить национальную телевещательную сеть, поэтому попросил Зворыкина разработать устройство, которое стало бы основой такой сети.
Зворыкин принялся за работу. Положение облегчалось тем, что определенный задел уже был создан: в 1923 году он запатентовал иконоскоп – передающую телевизионную трубку, а в 1924 году кинескоп – приемную телевизионную трубку.
В 1931 году Зворыкин окончательно довел до ума конструкцию иконоскопа, которая и стала основой будущей системы электронного телевидения. А в 1932 году стартовали постоянные телетрансляции. Первыми их увидели жители Нью-Йорка и окрестностей на расстоянии в 100 километров. А первыми производителями телевизоров с кинескопом конструкции Зворыкина стали заводы компании RCA.
Интересно, что, уже уйдя на пенсию, спустя 40 лет, Зворыкин называл своей самой большой ошибкой изобретение телевидения. «Я создал монстра, способного промыть мозги всему человечеству. Это чудовище приведет нашу планету к унифицированному мышлению… Ты оцениваешь действительность по тем, кого ты видишь на экране, кого слушаешь. Я никогда бы не позволил своим детям даже приближаться к телевизору. Это ужасно, что они там показывают. Хотя, конечно, есть в нем детали, которые мне удались особенно хорошо. Лучшая из них – выключатель», - говорил он.
Но ничего поделать было уже нельзя.
Источник изображения на странице и на главной странице: ru.123rf.com
Материал подготовлен по открытым источникам.