Телевизор – одно из самых известных и в тоже время интересных изобретений человечества. К нему можно относиться по-разному, любить или ненавидеть, смотреть или не смотреть, выкидывать из окна или нет, но все сходятся в одном: он создал совершенно новый мир, в котором мы живем до сих пор.

 

Историю его создания можно сравнить со складыванием картинки из пазлов – каждый новый пазл добавляет предыдущий и в итоге получается целостная картина. Также было и здесь: каждая новая технология дополняла предыдущую и в итоге получился полноценный аппарат.

Все началось в 1843 году в Шотландии, когда изобретатель Александр Бейн оформил патент на факсимильную машину. Однако из-за того, что копирование и передача изображения занимало много времени, а также постоянно возникали проблемы с синхронизацией приемника и передатчика, она не заинтересовала публику. В 1873 году англичанин Уиллоуби Смит открыл фотопроводимость селена. Это привело к изобретению фотоэлементов, которые в будущем будут использоваться в самых ранних телевизионных системах.

Используя открытия Бейна и Смита, в 1884 году немецкий студент Пауль Нипкoв разработал и запатентовал аппарат под названием электронный телескоп, который представлял из себя диск с дырочками, расположенными по спирали, сканирующий световую картинку и превращающий ее в бегущую строку световых импульсов, попадающих на фотоэлемент.

Телевизионный приёмник с диском Нипкова в Стокгольмском техническом музее.

Телевизионный приёмник с диском Нипкова в Стокгольмском техническом музее.

Здесь они превращались в электрические импульсы, которые передавались в приемник. В нем с той же частотой и интенсивностью мигала лампа, и такой же диск разворачивал ее свет в картинку на экране.

 

Механическая телесистема Джона Бэрда

В 1920-х годах над передачей картинки на расстояние начал работать англичанин Джон Бэрд. Он взял за основу диск Нипкова, в котором фотоэлектрический элемент камеры был заменен на более совершенный, и добавил к нему видеоусилитель. В итоге, в феврале 1924 на свет появилась механическая телесистема. Она могла отображать и передавать только силуэты снимаемых объектов, например изгибание пальцев, со скоростью 5 изображений в секунду.

Спустя год Бэрду удалось передать лицо человека. Хотя изображение было черно-белым и размытым, это был прорыв, который вдохновил изобретателя на проведение дальнейших опытов в этом направлении.

26 января 1926 года он организовал демонстрацию передачи изображения для членов Королевской ассоциации и репортёров газеты The Times. К этому времени скорость сканирования увеличилась с 5 до 12.5 изображений в секунду.

С этого момента Бэрд последовательно совершенствовал свое детище, создавая уже электромеханические модели телевизоров, применяя для этого электронно-лучевую трубку, вращающиеся цветные фильтры и другие собственноручно создаваемые технологии. Пиком его успехов стало создание первой полноцветной системы с разверткой в 1000 строк, однако из-за финансовых проблем в послевоенной Англии ему было отказано в ее полноценном внедрении.

 

Электронная трубка Розинга

Однако механическая система имела технические ограничения, из-за которых было невозможно в полной мере удовлетворить все возрастающие потребности людей в качественной передаче информации. Для ее нормальной работы был нужен яркий источник света, оборудование нельзя было двигать, а размер диска и количество отверстий были ограничены.

Над решением этой проблемы работали изобретатели из разных стран, в том числе из России. В 1907 году профессор Санкт-Петербургского технологического университета Борис Розинг предложил использовать систему электронной развёртки их (построчной передачи) в передающем приборе и электронно-лучевую трубку в приемном аппарате.

Модель приёмной электронной телевизионной трубки, созданной Борисом Розингом, в Центральном музее связи им. А.С. Попова. 

Модель приёмной электронной телевизионной трубки, созданной Борисом Розингом, в Центральном музее связи им. А.С. Попова. 

После четырех лет упорной работы, в мае 1911 года Розинг, используя электронный луч, провел показ изображения решетки из четырех полос на крошечном экране электронно-лучевой трубки на расстояние 200 метров. По сути дела, это была первая в мире телевизионная передача. В этом ему помогал студент Владимир Зворыкин, который спустя 20 лет сумеет усовершенствовать и воплотить в жизнь гениальное изобретение своего учителя. 

Розинг верно определил направление будущего развития телевидения, но построить электронную систему, дающую хорошее изображение, Борис Львович не смог. В 1931 году по ложному обвинению он, вместе с другими учеными, был арестован и выслан на поселение в северные районы страны. Не сумев пережить лишений ссылки, он скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг 20 апреля 1933 года.

 

Отец телевидения

Продолжил дело Розинга его бывший ассистент Владимир Зворыкин. Именно ему удалось решить все технические проблемы по передаче телесигнала и собрать работающее устройство. Осенью 1919 года в Омске пало правительство Колчака и его представитель Зворыкин, находившийся в командировке в США, решил остаться в этой стране и устроился на работу в техническую компанию Westinghouse. Там он занимался фотоэлементами и звукозаписью и втайне от начальства разработкой телеприемника.

В 1928 году Зворыкин познакомился с Дэвидом Сарновым, вице-президентом компании Radio Corporation of America (RCA). Последний тоже считал телевидение перспективной технологией и собирался строить национальную телевещательную сеть, поэтому попросил Зворыкина разработать устройство, которое стало бы основой такой сети.

Зворыкин принялся за работу. Положение облегчалось тем, что определенный задел уже был создан: в 1923 году он запатентовал иконоскоп – передающую телевизионную трубку, а в 1924 году кинескоп – приемную телевизионную трубку.

В 1931 году Зворыкин окончательно довел до ума конструкцию иконоскопа, которая и стала основой будущей системы электронного телевидения.  А в 1932 году стартовали постоянные телетрансляции. Первыми их увидели жители Нью-Йорка и окрестностей на расстоянии в 100 километров. А первыми производителями телевизоров с кинескопом конструкции Зворыкина стали заводы компании RCA.

Владимир Зворыкин с иконоскопом.

Владимир Зворыкин с иконоскопом.

Интересно, что, уже уйдя на пенсию, спустя 40 лет, Зворыкин называл своей самой большой ошибкой изобретение телевидения. «Я создал монстра, способного промыть мозги всему человечеству. Это чудовище приведет нашу планету к унифицированному мышлению… Ты оцениваешь действительность по тем, кого ты видишь на экране, кого слушаешь. Я никогда бы не позволил своим детям даже приближаться к телевизору. Это ужасно, что они там показывают.  Хотя, конечно, есть в нем детали, которые мне удались особенно хорошо. Лучшая из них – выключатель», - говорил он.

Но ничего поделать было уже нельзя.

 

Источник изображения на странице и на главной странице: ru.123rf.com

Материал подготовлен по открытым источникам.