Во Вселенной найдены молекулы сахара

Специалисты Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили обнаружили молекулы углеводов в газе вокруг одной из звёзд

Группа астрономов при помощи «Атакамской Большой миллиметровой/субмиллиметровой решётки» – радиотелескопа ALMA обнаружила молекулы сахара в газе, окружающем молодую звезду солнечного типа. Это первое обнаружение сахара в пространстве вокруг такой звезды. Данное открытие показывает, что составляющие элементы жизни находятся в том самом месте и в то самое время, чтобы войти в состав планет, формирующихся вокруг звезды.

Астрономы нашли молекулы гликоальдегида – простой формы сахара – в газе, окружающем молодую двойную звезду IRAS 16293-2422, масса которой близка к солнечной. Гликоальдегид и раньше наблюдался в межзвёздном пространстве, но он впервые обнаружен так близко к звезде, подобной Солнцу, на расстоянии от неё, сравнимом с расстоянием от Урана до Солнца. Это открытие показывает, что некоторые химические соединения, необходимые для существования жизни, присутствуют в этой системе в эпоху образования планет.

«В газопылевом диске, окружающем новообразованную звезду, мы нашли гликоальдегид, простую форму сахара, не очень отличающуюся от того, который мы кладём в кофе», – объясняет Иес Йоргенсен (Jes Jørgensen) из Института Нильса Бора в Дании, ведущий автор статьи. «Эта молекула – один из ингредиентов рибонуклеиновой кислоты (РНК), которая, как и связанная с ней ДНК, является одним из составных элементов жизни».

Высокая чувствительность телескопа ALMA – даже в технически сложной области самых коротких волн, на которых этот инструмент может вести приём – сыграла ключевую роль в этих наблюдениях, которые выполнялись с частью антенной решётки в режиме научного тестирования телескопа.

«Самое замечательное в наших результатах то, что наблюдения с ALMA выявили движение молекул сахара в направлении одной из звёзд двойной системы», – говорит член группы Сесиль Фавр (Cécile Favre). «Молекулы сахара оказались не только в нужном месте для того, чтобы попасть прямо на планету, – они ещё и движутся в нужном направлении».

Облака газа и пыли, которые сжимаются в процессе образования новых звёзд, очень холодные, и многие газы превращаются в лёд, покрывающий частички пыли. Там они впоследствии вступают в химические реакции, образуя более сложные молекулы. Но как только в центре вращающегося газо-пылевого облака образуется звезда, она разогревает внутреннюю часть облака до температуры, близкой к комнатной. При этом химически сложные молекулы испаряются и образуются газы, испускающие характерное радиоизлучение. Используя мощные радиотелескопы, такие, как ALMA, можно составить карту излучающей области.

Звезда IRAS 16293-2422 расположена от нас примерно в 400 световых годах, то есть сравнительно близко к Земле. Это делает её отличной целью для астрономов, изучающих молекулы и химические процессы в пространстве вокруг молодых звезд. Используя мощь нового поколения телескопов, таких, как ALMA, астрономы теперь имеют возможность изучать тонкую структуру газопылевых облаков, из которых образуются планетные системы.

«Главный вопрос: насколько сложными могут стать эти молекулы, прежде чем они войдут в состав новых планет? Узнав это, мы смогли бы приблизиться к пониманию того, как может возникнуть жизнь. Наблюдения с ALMA крайне важны для раскрытия этой загадки», – заключает Иес Йоргенсен.

Источник: пресс-служба ESO