Ян-Хуи Чан (Young-Hui Chang) и Лена Тин (Lena H. Ting), биологи из Технологического университета Джорджии и Университета Эмори (США), показывает, что на поддержание своего тела на одной ноге фламинго (Phoenicopteridae) требуется минимальное физическое усилие. Только это и позволяет розовым птицам проводить на одной ноге не только длинный день, но и не менее длинную ночь. Подробности своей работы авторы изложили в статье, опубликованной в журнале Biology Letters.

«Для начала мы показали, что умершие фламинго могут продолжать стоять, пассивно поддерживая вес своего тела вообще без усилия мышц», — объяснили авторы работы. Интересно, что на двух ногах мертвые птицы стоять не могут — для такой позиции все-таки требуется мышечное усилие.

Затем исследователи взялись за изучение живых птиц. Они поместили фламинго на сверхчувствительную платформу, способную улавливать малейшее нарушение баланса. Им удалось показать таким образом, что мельчайшие мышечные движения птиц позволяли им удерживать баланс, в то время как тело слегка раскачивалось. Пока фламинго бодрствовали, кормились, эти движения тела были довольно сильными, но как только они засыпали, раскачивание уменьшалось в семь раз. Происходило это именно тогда, когда птицы стояли на одной ноге. Таким образом, фламинго занимают во сне предельно устойчивую позицию.

Исследователи специально не замеряли количество потраченной птицами энергии на соблюдение баланса при стоянии на одной ноге, но все данные указывают на то, что такая позиция требует значительно меньшего объема энергозатрат.