Ученые из Массачусетского Технологического института и университета Колорадо обнаружили новый феномен, названный «плазмасферический свист» — своего рода плазменный щит, защищающий Землю от бомбардировки высокоэнергичными электронами из радиационного пояса Земли, передвигающимися на скоростях, близких к скорости света и потенциально способных повредить электронное оборудование, например, спутники. Об этом было сообщено в выпущенных университетом Колорадо пресс-релизах. Подробности исследования были опубликованы в журнале Nature.

Они изучали электроны, вылетающие из радиационного пояса Земли, известного также как «радиационный пояс Ван Аллена» — этот пояс был обнаружен еще в 1958 году профессором Джеймсом Ван Алленом (James Van Allen). С тех пор было выяснено, что вырывающиеся из этих поясов электроны могут быть крайне вредны для находящихся на орбите спутников и космических станций. Однако, новое исследование выявило, что на высоте 11–12 км над землей, там, где проходит внутренняя граница внешнего радиационного пояса Ван Аллена, существует особое электромагнитное поле тороидальной формы, которое отклоняет электроны и замедляет их спуск в атмосферу, тем самым ослабляя их вредное влияние.

Это явление уже сравнили с «белым шумом», который можно было бы услышать на радио, и с непроницаемым щитом, создаваемым силовыми полями в сериале «Стар Трек». Это открытие, неожиданное само по себе, может иметь практическое значение, например, можно размещать космические станции на орбите с учетом существования этого кольца, защищающего их от радиации.

Как видно, многие образы из фантастических кинофильмов могут стать реальностью. Не так давно портал Научная Россия рассказывал об открытиях в области изучения света, которые могут теоретически сделать реальностью мечи джедаев из «Звездных войн».

Источник иллюстрации: nasa.gov