Во второй день Конгресса молодых ученых прошла сессия «Интеллектуальные конкурсы и соревнования как инструмент привлечения талантов в науку». Эксперты обсудили, как олимпиады помогают одаренным детям и подросткам начать заниматься наукой, предоставляя не только возможность поступить в престижные вузы, но и учиться у ведущих ученых на специальных курсах. Сессия была посвящена инициативе «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий, в которую включены олимпиады, кейс-чемпионаты, научно-технологические премии для школьников, студентов и молодежи.

«Все мы хотим, чтобы благодаря инициативе «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий школьники получили больше социальных лифтов, больше возможностей расширить свои знания и увлечься наукой и технологией, чтобы студенты, аспиранты и молодые исследователи углубились в интересующие их темы и научились применять знания на практике, а также смогли получить стажировки и другие карьерные возможности. Мы хотим поддержать развитие олимпиадной системы в том числе и в регионах, разработать методические рекомендации и программы для педагогов, поддержать организаторов олимпиад административно и информационно, улучшить механизмы поиска партнеров для научных и технологических олимпиад, конкурсов и премий. Ну а технологическим компаниям инициатива поможет привлечь новые квалифицированные кадры», — пояснила Екатерина Мищенко, куратор инициативы «Наука побеждать» проектного офиса Десятилетия науки и технологий.

На мероприятии выступили представители организаций, которые проводят свои олимпиады для талантливой молодежи, и государственных органов. Эксперты отметили, что именно создание большего количества олимпиад самого разного уровня позволит одаренным ребятам со всей страны начать заниматься исследовательской деятельностью. Кроме того, очень важно, чтобы работодатели тоже участвовали в организации олимпиад и конкурсов, ведь это позволяет найти практическое применение проектам и удовлетворить кадровый голод, который испытывают сейчас многие организации.

Юлия Горбунова, вице-президент Российского химического общества имени Д.И. Менделеева, декан факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ имени М.В. Ломоносова: 

«Восемь миллионов школьников — это мало. В науку талантливых людей нужно гораздо больше привлекать, и это должны быть особые люди. Наука — это такой предмет, который не может делаться рядовым человеком. Для того чтобы быть хорошим ученым, это должны быть люди, которые обладают определенными чертами характера — склонностью к творчеству, упорству, желанию во что бы то ни стало ответить на порой неожиданные вопросы. Это люди с характером лидера, и вот таких нужно искать и привлекать.

Безусловно, нужно объяснять и создавать такую среду, чтобы поиск этих детей определённого характера с определенными склонностями был. И вот такие творческие мероприятия очень важны, потому что они, с одной стороны, позволяют таких детей выявить, а уже попав в среду похожих, у них уже нет пути назад».

Антон Рогачев, ведущий инженер и сотрудник НИИ механики МГУ имени М.В. Ломоносова: 

«Со школьниками мы работаем очень хорошо. Только через нашу лабораторию проходят порядка 6 тыс. человек, и мы очно работаем с ними четыре года. С талантами у нас проблем нет — мы до них достукиваемся, они появляются, мы их ведем, они поступают в лучшие вузы. Есть проблемы в регионах — поднимать средний балл через конкурсы очень тяжело, особенно инженерные. Это очень трудоемкий процесс: это оборудование, это инфраструктура, это педагоги, с которыми надо работать. А в дальнейшем у нас происходит дыра — она называется высшее образование. Когда студент поступает, она делится на три части. Первая часть — университет хочет, чтобы студент учился. Вторая — студент хочет уже работать. Третья — есть компании, которые пытаются их захантить, чтобы студенты работали после университета. И в этот разрыв, в котором молодой человек с 17 до 23 лет находится, он должен и работать, и учиться, и смотреть, куда дальше пойдет по своей научной деятельности. И у нас такой провал в международных студенческих соревнованиях… Ни одной победы практически нет. Только Дальний Восток, и то очень редко точечно побеждает. Все остальные, второе место, по-моему, максимум, и то проигрываем таким себе командам». 

Юлия Горбунова поддержала коллегу и сказала, что это большой вызов — заставить студентов учиться. Для этого необходимы финансовая поддержка талантливых людей в университетах и систематическая работа с маленькими городами по привлечению ребят к научным проектам. 

Позже Антон Рогачев добавил, что сейчас компаниям нужны не ученые, а сотрудники, на что Горбунова заявила, что после февраля 2022 года на ближайшие 10 лет ситуация явно поменялась, и сейчас нужно уделить особое внимание окружению детей — семьям и учителям.

«Активное участие бизнеса в интеллектуальных соревнованиях — кейс-чемпионатах, олимпиадах, различных грантовых конкурсах и т.п., — организуемых для школьников старшей школы и студентов, позволяет компаниям находить перспективные кадры еще во время обучения, принимать непосредственное участие в подготовке специалистов, отвечающих запросам и потребностям конкретных предприятий. Ежегодно в Университете МИСИС организуется около 200 различных кадровых мероприятий совместно с бизнес-партнерами, по итогам которых студенты вуза получают приглашения на практики и стажировки, лучшие — предложения о трудоустройстве», — рассказала в своем выступлении Алевтина Черникова, ректор Университета МИСИС.

Несмотря на то что уже немало школьников участвуют в олимпиадах (только в конкурсах в рамках инициативы Десятилетия науки и технологий в 2022 году поучаствовали 8 миллионов 310 тысяч ребят), все еще необходимо расширять географию участников и проводить новые конкурсы в регионах.

«Ценность, которую мы транслируем участникам, — это возможность почувствовать себя частью профессионального сообщества, возможность личной встречи и беседы с профессионалами в сфере машинного обучения и обработки данных. Сейчас мы запускаем программу наставничества. Победитель и призёр олимпиады получит персональных наставников из числа специалистов реальных технологических компаний, применяющих технологии ИИ. У нас есть призёры из небольших населенных пунктов, они будут общаться с наставниками через интернет, то есть расстояния им не страшны», — поделилась Юлия Пустыльник, заведующая лабораторией Института стратегии развития образования Российской академии образования, ответственный секретарь организационного комитета Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту.

Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования: «Очень важно, чтобы взрослые спрашивали ребенка, который пришел с олимпиады, не "сколько задач ты решил?", а "какая задача тебе понравилась?". Тогда олимпиада будет именно приглашением к дальнейшим занятиям, дополнительным, которые сейчас все шире доступны, в том числе благодаря онлайн-проектам центра «Сириус», Центра педагогического мастерства Москвы и углублённому изучению предметов, таких как, например, проект "Математическая вертикаль"».
«Организаторы олимпиад должны обратить внимание на первые этапы, заменяя дистанционные туры дистанционным обучением, как это сделано в отборах на программы "Сириуса". Это позволит организовать более качественный отбор, но самое главное, уравняет шансы детей, особенно из регионов, где может не быть хорошей подготовки. Кроме того, это будет приносить реальную пользу всей системе образования, мотивирует детей учиться, чтобы достигать результатов и побеждать», — уверен Алексей Горбачев, заместитель руководителя фонда «Талант и успех», руководитель учебно-методического центра Образовательного центра «Сириус».

«Сегодня нам необходимо обеспечить качественное психологическое сопровождение участников и победителей интеллектуальных конкурсов и олимпиад. Согласно опросу руководителей психологических служб вузов, который мы делали в этом году, зачастую за психологической помощью обращаются студенты с высокой мотивацией к обучению, имеющие уникальные образовательные достижения. Психологи оказывают им помощь в преодолении тревожности, эмоциональной нестабильности, беспричинного беспокойства. Важно проследить траекторию их психологического благополучия. Российская академия образования проведет исследования, направленные на определение психологического благополучия, выявление протективных индивидуально-психологических факторов для обучающихся с разными стратегиями поступления в университеты», — отметила член-корреспондент РАО, научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Татьяна Тихомирова, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, председатель Совета молодых ученых и специалистов Российской академии образования.

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ 

Фото: конгресс.наука.рф