Проблемы взаимодействия природы и техномира – в фокусе внимания философско-научного исследования ученых ЮУрГУ (НИУ) (г. Челябинск). Эколого-ориентированный взгляд философов предполагает согласованность «естественного» и «искусственного» для реализации заложенного в них потенциала
Философия человека в технизированном мире – предмет дискуссий гуманитарных исследований и точных наук. Цивилизация формирует не только новое видение мира, но и мироощущение человека в пространстве. В ситуации глобально-модернизационного процесса экологической составляющей должно отводится значительное место. Ведь экология изучает не только проблемы сохранения природного разнообразия. Экологический подход выступает как междисциплинарный инструмент познания. В таком случае говорят об экологии человеческого разума, экологии мысли и познания. В условиях научно-технического прогресса встает вопрос воспитания экологической культуры личности, так как наблюдается духовный кризис и утрата самобытности.
Различные подходы к философскому исследованию экологического кризиса подтверждают популярность и актуальность этой темы в связи с происходящими социальными, политическими, культурными событиями в современном обществе.
Ученые-философы ЮУрГУ (НИУ) (г. Челябинск) занимаются темой экологии человеческого бытия в контексте взаимоотношений «человек – техномир» и пытаются осмыслить проблемное поле экологии человеческого существования.
Дмитрий Витальевич Соломко– доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ (НИУ)) (г. Челябинск) – представил свой опыт философского осмысления и рассказал, в частности, в чем состоит кризис экологизации и угроза технизации, каков нынешний человек в техномире, как образование воспитает новое мышление, а также рекомендовал информационно-вводный словарь «Экология человеческого бытия».
Прежде всего, Дмитрий Соломко раскрыл смысл понятия «экологизация человека»: «Если говорить в общих чертах, то «эко», «экология», «экологизация» и прочие понятия – это понятия, характеризующие заботливое и попечительское отношение человека к миру (природе, культуре, обществу) и самому себе. Понятие «экологизация человека» может быть определено как минимум в трех значениях. Во-первых, как альтернатива укрепляющейся тенденции «технологизации человека». Экологизация человека связана с тем, что приобщение к новым технологиям должно сопровождаться как осмыслением их человекосозидающих возможностей, так и рисков (низкая социализация, гиподинамия, снижение умственной активности и т.п.). Во-вторых, экологизацию человека можно понимать, исходя из идеи сохранения, прежде всего, в активном воспроизводстве не только человека как биологического, биосоциального существа или человека вообще, но и бытийных его характеристик, антропологических констант, предельных оснований человеческого бытия (целостность, открытость, свобода, творчество, любовь и т. д.), «человеческого» в человеке и живого начала в нем в противоречивых условиях технико-технологизированного мира. В-третьих, экологизация человека есть забота о сбережении бытия человека-в-мире, различных видов его отношения к миру и их совокупности как «мира человека».
Как сегодня в век цифровизации, инноваций, технического развития актуализируется вопрос о сохранении «человеческого» в человеке 21 века?
«Несмотря на все очевидные преимущества современных техники и технологий (комфорт, безопасность, освобождение огромных временных ресурсов в повседневной жизни человека и пр.), можно отметить тот факт, что мир человека становится все более алгоритмизированным, схематизированным, «калькулятивным», узкорациональным, «неживым». Технико-технологизированными становятся образ жизни человека, образ мышления, способы понимания и самопонимания, мировосприятие. Тенденция технизации, цифровизации и технологизации как процесса расширяющегося внедрения технических средств, технологий и технически рациональных способов деятельности в жизнь и деятельность общества и человека обостряет вопрос о сохранении человека как уникального рода сущего и живого начала в нем, мира человека как органического целого», – считает уральский ученый.
В чем заключается реальная угроза потери самобытности и индивидуальности?
«Технически трансформируется телесная природа и даже сознание человека – вживляются различные имплантаты, осуществляются попытки искусственного размножения человека, эксперименты с генетикой, предполагается возможность осуществить перенос сознания на компьютерную плату или голограмму. Укрепляющаяся тенденция технизации и технологизации позволяет говорить в настоящее время о потенциальной возможности фундаментальных преобразований человеческой природы. Идеи представителей «технооптимизма» (трансгуманизма, иммортологии, техногуманизма) предполагают частичную или даже полную замену биосоциальной природы человека (вплоть до ее ликвидации) техническим/цифровым «аналогом» в будущем, – Дмитрий Соломко разъяснил, чем грозит технологизация человека, –
Технико-технологический (инструментальный) подход к человеку «следует назвать редукционистским: вся полнота проявлений человека сведена к его телесности, а телесность, в свою очередь представлена как некий инженерный проект» (так считает автор С. Хмелевская). В контексте данного подхода под угрозой оказывается живое начало в человеке, которое не сводится к тому, что связано только с биологическим, телесным. Живое начало есть бытие человека как «органического целого» (Г. Гегель, К. Маркс), которое способно к саморазвитию и определяется, прежде всего, внутренней взаимосвязью и взаимообусловленностью различных его сторон (природных и социокультурных). Есть опасение, что это живое исчезнет и будет заменено запрограммированными автоматизмами, как у роботов, тогда, конечно, это будет уже не человек и даже не сверхчеловек».
По мысли Дмитрия Соломко и его уральских коллег, образование является благоприятной средой, в которой экологизация человека становится возможной в качестве практики самостроительства человека, поскольку у образования есть потенциал для формирования оптимального сосуществования ценностей изменения и ценностей сохранения. Оно учит постоянно меняться, обновляться, но вместе с тем оставаться человеком (статья Д. СОЛОМКО. И ДР. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ДИАЛОГ ЦЕННОСТЕЙ СОХРАНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ //СОЦИУМ И ВЛАСТЬ. – 2019. – №. 1 (75)).
Как и кем, в каком возрасте, должен закладываться этот ценностно-смысловой фундамент, чтобы обеспечить экологизацию человека?
«По моему мнению, вопросы «как», «кем» и «когда» безусловно важны. Однако в данном случае нам, прежде всего, нужно задаться вопросом «где?», ответить на который можно словами Бориса Васильевича Маркова («Философская концептуализация человека»): «в пространстве дома, который следует понимать не как необходимое для проживания количество квадратных метров, а как место, адаптация к которому и задает те или иные качества человека». Дом (др.-гр. Οἶκος) – это то место, благодаря которому существенные характеристики человека, в том числе и ценностно-смысловой фундамент его бытия, находятся под защитой. Человек всегда стремился обустроить свой мир согласно критериям дома, особого места, выполняющего, в том числе, функцию сохранения и сбережения, убежища и защиты, надежности и укрытия. Дом есть жизненное (экзистенциальное) пространство для человека. Без дома никакое живое начало, никакой ценностно-смысловой фундамент человеческого бытия не создается. Поэтому экологизация человека должна обеспечиваться постоянно, с момента рождения, в любом возрасте, посредством различных «культурных антропотехник»: язык, семья, труд, воспитание, образование», – поясняет исследователь ЮУрГУ.
Возможен ли баланс между естественным и искусственным?
«Проблема отношения естественного и искусственного в современном технизированном мире прямо выходит на судьбу человека, фактически через отношение «живое – неживое» актуализирует вопрос о бытии и небытии, жизни и смерти человека как особого рода сущего. Достижение баланса возможно, если бытие человека будет соответствовать критериям универсально понимаемой рациональности как общекультурной ценности, преодолевающей доминирование любой частной формы рациональности в культуре (например, научной или технической, «мерки» которых связаны с приоритетом конкретно-научного или технического знания), – размышляет уральский философ, – Необходимо удержание соразмерности, соотнесения возможностей полноценного воспроизводства и развития каждой стороны без абсолютизации противостояния сторон – естественного и искусственного – в их ориентации друг на друга. Технизированный мир (искусственный, созданный) может быть (и не редко остается пока что) соразмерным человеку и ориентированным на человека как естественное существо. Многие виды техники, многие технологии создаются для того, чтобы поддержать, укрепить, усилить естественные возможности человека. Иное дело, если техника и технологии становятся самоценными и самодостаточными».
Каким Вы видите новый вариант философии человека в технизированном мире?
«Новым знанием о человеке и его существовании в условиях технизированного мира может стать «экогуманистика» как знание, в котором потенциал конкретных наук и философской рефлексии над бытием человека были бы соединены в синтетическое единство на основе общих исходных оснований. Термин «экогуманистика» был введен современным отечественным и американским философом М.Н. Эпштейном. Экогуманистика трактуется им как знание о человеке (своеобразная новая «антропология»), в основе которого лежит идея заботы о естественном, биологическом человеке – как «рудименте» полудикой стадии развития разума, выпадающей «в осадок». В экогуманистике М. Н. Эпштейна сконструирован образ «до-электронного» человека, доживающего свои дни в «резервациях техносреды». В моем же понимании в основе экогуманистики лежит ориентация на сохранение в активном воспроизводстве фундаментальных антропологических констант (термин Л.Е. Моториной) и основополагающих феноменов человеческого бытия (В.Д. Губин), экзистенциалов (П.С. Гуревич). В них выражены базовые для понимания человека, его уникального живого начала атрибутивные признаки, способы активного отношения человека к миру – способы его реального переживания отношений с миром».
В этой связи Дмитрий Соломко дает свое определение экологическому подходу по поводу отношения человека и техномира:
«Экологический подход – это подход, основанный на принципах целостности, координации и оптимальности в отношениях между сторонами (например, человека и технизированного мира), когда создаются максимально благоприятные возможности развития, реализации внутреннего потенциала каждой из сторон, осуществляется сознательный и активный поиск согласованного со-существования между сторонами. Координация понимается как существование не по принципу подчинения (главный-второстепенный), но по принципу со-существования на равных. Оптимальность есть максимально возможный в определенных условиях вариант согласованности различного, это максимально учитывающий различие сторон компромисс. Согласованное определенным образом со-бытие всех частей внутреннего и внешнего мира человека способствует обретению человеком целостности. В гносеологическом смысле в целостности преодолеваются границы понимания отношения человека и мира как противоположностей. Это, скорее, восстановление такого понимания данного отношения, когда мир и человек – это часть и целое, они всегда есть единый Мир, потому и эволюционировать могут только сообща, в одном направлении. С точки зрения экологического подхода отношение человек – мир (части и целого) не может строиться на основе принципов властного превосходства одного или другого, подчинения логики развития целого абсолютизированной в ее значении логике развития части».
Интерес к вопросам экологии философии сплотил коллег-единомышленников и носит междисциплинарный и межинститутский характер. Так, два проекта кафедры философии Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета, разработанные в рамках трансдисциплинарного проекта «Экоинжиниринг», помогли подготовить коллективу уникальное издание – информационно-вводный словарь «Экология человеческого бытия», где Дмитрий Соломко вместе со своим научным консультантом по докторскому исследованию Верой Сергеевной Невелевой выступают в качестве ответственных редакторов. Это билингвистический словарь, который издан на русском и английском языках, что позволяет успешно представить его и в международном научном пространстве. Главная цель: консолидация ученых-философов для осмысления научного ресурса темы «экологии человеческого бытия».
Как подчеркнул ученый, «идея создания словаря возникла в рамках работы по одному из основных стратегических направлений ЮУрГУ и кафедры философии, связанного с вопросами экологии. Экология стала своеобразным трендом сегодня. Отмечается ее растущая популярность применительно ко всем сферам жизни и деятельности человека. Мы понимаем, что экология – это область исследования, получившая свой статус в системе наук и точное естественно-научное обоснование. Однако в настоящее время экология превратилась в одну из важнейших междисциплинарных областей знания, призванную решать самые актуальные и острые проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой (где под окружающей средой понимается не только природа, но и мир, созданный человеком – культура, социальный мир, технизированный мир). И здесь не все так однозначно – зачастую термины используются как само собой разумеющиеся. Сама ситуация требует относительно устойчивого (на философско-научном уровне) определения основных терминов экологии и экологического подхода вообще».
Впервые идея создания словаря, уточняет Соломко, была «озвучена в феврале 2019 года на годовом собрании Челябинского регионального отделения Российского философского общества, в котором приняли участие ученые-философы из 7 вузов Челябинской области. Затем в марте 2019 года (после содержательной доработки) на межвузовском семинаре. По итогам семинара была коллегиально утверждена общая рабочая гипотеза, определено тематическое поле, распределены термины».
Примечательно, что информационно-вводный словарь «Экология человеческого бытия» – не является словарем в классическом его понимании. Ученый представляет его как «словарь вводных («входных») терминов, условный «алфавит», в котором собрана первичная и необходимая информация для формирования и развития концептуальных идей, раскрывающих содержание темы экологии человеческого бытия».
По замечанию Дмитрия Соломко, «авторы проясняют степень проработанности наиболее частотных категорий; определяют степень возможности прояснения проблематизированных категорий в философско-антропологической интерпретации; обозначают дискурсивные взаимосвязи наиболее частотных понятий и категорий между собой; выявляют гуманитарную и междисциплинарную специфику экологической тематики».
В проекте принимали участие ученые-философы: кандидаты и доктора наук из Челябинска, Екатеринбурга, Астрахани, Санкт-Петербурга. Авторский коллектив представлен ведущими вузами страны: ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»; ФГАОУ ВО «Челябинский государственный университет»; ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры»; ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»; Филиал ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил “Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина”» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации в г. Челябинске; ЧОУ ВО «Международный институт дизайна и сервиса»; ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»; ФГБОУ ВО «Российский государственный институт сценических искусств»; ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет».
«По итогам проделанной работы можно с уверенностью сказать, что все вошедшие в словарь термины носят междисциплинарный характер, это категории междисциплинарной области исследования. Впрочем, как и сама экология. Все понятия формируют междисциплинарный вектор анализа и интерпретации, а также выполняют инструментальную функцию по фокусировке аспектов исследования того или иного объекта в предметном поле экологического подхода», – выразил мнение Дмитрий Соломко.
Какой основной вывод по философскому осмыслению экологических проблем дает словарь?
«В процессе научно-исследовательской и редакторской работы выяснилось, что экологический вектор осмысления всех отношений человека с миром, в том числе отношения «человек – технизированный мир», строится на логике взаимосоразмерности, непротивостояния сторон. А также на удержании этой соразмерности, соотнесении возможностей полноценного воспроизводства и развития каждой стороны – человеческой и технической – в их ориентации друг на друга. Экологический подход не отрицает технику, не противостоит ей. Любое нарушение в порядке существования одной стороны обернется сложно предсказуемыми, но вряд ли позитивными изменениями в порядке существования другой стороны. Т.е. экологический подход – подход взаимосбережения ради сохранения каждой стороны», – комментирует ученый.
То есть словарь готовился в большей степени как научное издание и в основном преследовал научно-исследовательские цели: прежде всего, сформировать некий условный «алфавит» из некоторых наиболее частотных терминов для развития концептуальных идей обозначенной темы. Тем не менее он может быть полезен и широкой аудитории.
Специалисты уже работают над следующим выпуском издания. «Информационно-вводный словарь «Экология человеческого бытия» является на сегодняшний день первой частью запланированной серии. Уже сейчас ведется работа по подготовке второй его части под названием «Медиаэкология». Здесь через ряд самостоятельных, но взаимосвязанных терминов представлена тема медиаэкологии или экологии средств коммуникации в контексте взаимоотношений «человек – технологизированный мир», в котором экологически ориентированный взгляд направлен на осмысление возможностей современных цифровых технологий коммуникации. Вторая часть словаря предполагает расширение авторского коллектива и выход за пределы чисто философского осмысления экологических проблем в сферу междисциплинарного знания. Первая часть словаря практически подготовила возможность для подобного выхода. Формат проекта второй части словаря открыт для новых авторов – кандидатов и докторов наук – специалистов в области медиа, коммуникации, инженерии, психологии, юриспруденции, экономики, журналистики, лингвистики, истории, социологии, образования (в том числе электронного/дистанционного) с целью осмысления проблемного поля экологии человеческого бытия, в аспекте медиаэкологии», – Дмитрий Соломко обозначил перспективы издания.
Поиск знаний о новом человеке и механизма предотвращения утраты индивидуального под действием техногенного давления в век высокоскоростных технологий и инноваций не завершен и остается востребованным, так как предопределен цивилизационным развитием и характером социально-политической и культурной динамики.