Китай делает новые шаги на пути построения «экологической цивилизации». Эта амбициозная задача, озвученная три года назад на 18-м съезде КПК, становится частью идеологии. Еще в древности в Китае стремились обеспечить чистоту общественного пространства, например, в Эпоху воюющих царств (475-221 гг. до н.э.) всякому, кто выбрасывал мусор на общественную дорогу, было велено отрубать палец. И сейчас, спустя тысячи лет, Китай вновь следует по тому же пути. Тому свидетельством историческое соглашение между США и КНР в области экологических ограничений, заключенное в декабре 2014 года.

Известно, что Китай, пожалуй, больше прочих индустриально развитых стран мира, сталкивается с серьезным загрязнением воздуха, почвы и грунтовых вод. Причем ситуация там пока не улучшается. Смог, который регулярно накрывает главные города Китая и заставляет горожан не расставаться с респираторами, содержит концентрацию мелких взвешенных частиц, более чем в 40 раз превышающую допустимые нормы. Каждый год от 350 до 500 тыс. человек умирают преждевременно из-за загрязнения воздуха. Скептики утверждают, что деньги, заработанные Китаем благодаря стремительному экономическому росту, могут по большей части стать расходами на медицину и потерями из-за снижения производительности труда.

В современном Китае не один десяток лет существует достаточно строгое «зеленое законодательство». Однако его неэффективность остается фактом — оно не предотвратило ухудшения экологической ситуации. Количество споров, связанных с загрязнением окружающей среды, ежегодно возрастает на 20%, но до рассмотрения в судебном порядке доходит менее 1% из них. Во многом это обусловлено тем, что экономический рост считается в стране высшим благом. Во имя развития экономики местные власти и компании единым фронтом сопротивляются природоохранным требованиям. Законы соблюдаются формально, а особо ретивых сотрудников экологической службы увольняют, если те оказываются чересчур принципиальными.

Идея построения справедливой «экологической цивилизации» впервые прозвучала на 17-м съезде КПК в 2008 г. А на 18-м съезде (8-14 ноября 2012 года) пункт о построении экологической цивилизации был включен ни много — не мало, в устав партии, и президент Ху Цзиньтао призвал сделать его одним из основных приоритетов развития страны. Съезд выдвинул впечатливший мировое сообщество план из «Пяти взаимосвязанных компонентов строительства Красивого Китая»: экономического строительства, политического строительства, культурного строительства, социального строительства и строительства экологической цивилизации.

После съезда, в декабре 2012 г., на церемонии открытия ежегодного совещания Китайского комитета по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды и развития, высокопоставленный партийный и государственный деятель Китая Ли Кэцян озвучил впечатляющие цифры. Он сообщил, что в период 12-й пятилетки (2011— 2015 гг.) общий объем капиталовложения Китая в сферу охраны окружающей среды достигнет 3,4 трлн. юаней (примерно $540 млрд), а к 2020 году мощности солнечных электростанций в стране составят 50 млн кВт. Ли Кэцян призвал к ускорению развития в стране регенеративной экономики, наращиванию энергосберегающих и низкоуглеродных отраслей и потребовал сконцентрировать усилия на борьбе с загрязнением окружающей среды.

В марте 2015 года Китайская народная республика выпустила важнейший стратегический документ под названием «Позиция ЦК КПК и Госсовета КНР об ускорении строительства экологической цивилизации». Главная идея реформы — во внедрении экологических ценностей и задач во все аспекты развития общества и воспитания людей. Документ предлагает 10 жестких мер по созданию системы экологической ответственности и новых природоохранных стандартов. Они касаются внедрения энергоэффективности, ресурсосберегающих технологий, безотходных циклических производственных процессов, функционального экологического зонирования всех территорий, четкого проведения «красной черты» — назначения пределов допустимой нагрузки на природные объекты, внесение экологических критериев в систему аттестации госслужащих всех уровней и т.д. Всего «Позиция» содержит 30 конкретных задач и считается «дорожной картой» для более детального государственного планирования во всех сферах на пути трансформации китайского общества в экологическую цивилизацию.

Многие высшие чиновники КНР ныне считают, что долгосрочное чрезмерное стремление к росту ВВП по экстенсивной модели развития привело к серьезным экологическим проблемам. С соответствующим заявлением в марте выступил член политбюро КПК вице-премьер КНР Чжан Гаоли: «Мы заплатили слишком высокую цену за экономический рост», — заявил чиновник, подчеркнув, что экономический рост негативно сказался на экологической обстановке.

Интересно, что Чжан Гаоли является также основным переговорщиком на газовых контрактах с Россией, которые призваны уменьшить зависимость Китая от угля и тем уменьшить загрязнение воздуха и воды.

18 февраля 2014 года было объявлено, что две трети провинций Китая уже сократили свои целевые показатели роста в пользу качественных показателей. В сентябре 2014 года на переговорах ООН по климату Китай и еще 72 государства поддержали введение платы за углеродные выбросы, против чего возражают США. Все это означает, что руководство страны уже не согласно считать рост ВВП абсолютным приоритетом и готово решительно защищать окружающую среду.

Согласно докладу London School of Economics, парниковые выбросы Китая существенно снизятся в течение ближайших 10 лет — что на 5 лет раньше ожидаемого срока. Это станет мощным шагом в глобальных усилиях по защите климата и окажется возможным благодаря серьезным усилиям по внедрению в Китае возобновляемых источников энергии. Китай уже занимает ведущие позиции по выработке «зеленой энергии», он стал крупнейшим в мире производителем ветряных двигателей и солнечных панелей. Мощность установленных ветровых агрегатов во всей стране достигает 40 млн. кВт, и 5 лет подряд увеличивается. Была успешно создана фотоэнергетическая солнечная станция в Дуньхуане мощностью 10 тыс. кВт. В 2010 году установленная мощность солнечной фотоэнергетики в стране достигла 600 тыс. кВт. Кроме того в селах широко распространяются биогаз, биоэлектричество и другие новые виды источников энергии. С 2007 года правительство запретило бесплатные пластиковые пакеты, в результате их использование сократилось на 24 миллиарда, что сэкономило 4,8 млн. тонн нефти.

Построение экологической цивилизации требует не только обновления законодательства, фундаментальной трансформации способов производства и модели развития, но в первую очередь изменения мировоззрения, ценностей и образа жизни. В Китае, где традиционным для населения является ожидание того, что все проблемы решит государство, все больше людей начинает отстаивать свои экологические права. Так, в октябре 2012 года более тысячи жителей Нинбо (провинция Чжэцзян) провели демонстрацию против планов местных властей расширить нефтехимический завод. В результате администрация заморозила проект стоимостью 8,9 млрд. долл. В других китайских городах экологические протесты также заставили отказаться от реализации промышленных проектов.

Мировое сообщество отозвалось на все эти события достаточно позитивно. Целый ряд экспертов отметили, что намерения Китая построить «экологическую цивилизацию» — не фантастика. Об этом свидетельствуют все возрастающие инвестиции в охрану окружающей среды, создание глобальных проектов, предусматривающих широкую международную интеграцию на континенте. Прилагая усилия для построения «Красивого Китая», продвигая развитие экономики, политики, культуры и общества, они создают весьма важные факторы для поступательного развития всего мира, стимулируют отказ от консервативной энергетики, поиск и внедрение новых экологических технологий, путей устойчивого развития, основанных на понимании взаимосвязи между человеком и природой.

Однако есть и более осторожные мнения, особенно если учесть, что Китай — ближайший сосед России и один из ее мощнейших экономических и политических партнеров. Новый амбициозный проект — Экономический пояс Нового Шелкового пути, представленный Китаем для стран Евразийского континента, — должен основываться на принципе взаимной выгоды и гармоничного развития стран-участников. 8 мая 2015 года Россия подписала протокол о взаимной интеграции Шелкового пути и Евразийского союза в грядущем десятилетии. Однако есть информация о том, что целый ряд экологически проблемных сырьевых производств будет построены партнерами на территории России. Для «экологической цивилизации» Китая это как нельзя более выгодно. На своей территории Китай практически прекратил вырубку лесов. Есть все основания опасаться, что следствием станет увеличение рубок леса на территории России для экспорта в КНР. Уже сейчас странам, намеренным участвовать в проекте «Шелковый путь», необходимо договориться о том, чтобы построение «экологической цивилизации» Поднебесной не привело к экологическому кризису у ее соседей. А недавнее сообщение об аренде Китаем 115 тысяч га в Забайкалье только подливает масла в огонь опасений.