С лета 2013 г. остается неопределенной судьба российского научно-исследовательского судна «Академик Николай Страхов». Владельцем судна ранее являлась Российская Академия наук, в настоящее время имуществом РАН управляет ФАНО. Исследования на судне вел Геологический институт РАН.
НИС «Академик Николай Страхов» занималось изучением геолого-геофизических особенностей строения океанского дна. В результате исследований были получены данные о строении рифтовой долины Срединно-Атлантического хребта между экватором и разломом Зеленого Мыса, о строении флангов хребта, а также некоторых районов в непосредственной близости от континентов (конус выноса р. Ориноко, районы около островов Зеленого Мыса). Обширная информация была получена по строению как активных, так и пассивных частей таких трансформных разломов как Зеленого Мыса, Марафон, Меркурий, Архангельского, Долдрамс, Вернадского, Страхова, Св. Петра, Сан-Паулу, Романш, Чейн.
По сообщению от 11 августа 2013 года судно потеряло ход в Индийском океане, где проводило геофизические работы. Потеря хода произошла из-за расслоения полимерного покрытия гребного вала. Всего на борту были 42 человека — 29 членов экипажа и 13 человек научного состава. Девять из них — граждане Индии.
Корабль был отбуксирован в порт Коломбо. В 2014 г. в Российский профсоюз моряков (РПСМ) обратился его экипаж. Моряки были обеспокоены намерением портовых властей Коломбо (Шри-Ланка) отключить береговое электропитание из-за систематической неуплаты долгов судовладельцем порту. К тому времени судно, в частности, судовые генераторы, уже около года находилось в этом порту на ремонте, по сообщению экипажа. Сейчас корабль не в мореходном состоянии. Отключение электропитания судна означает отсутствие освещения, отключение систем, обеспечивающих бытовые условия — холодильников, камбузного хозяйства, водоснабжения, вентиляции, кондиционирования и т.д. В условиях тропиков это означает еще и антисанитарные условия. На момент обращения в профсоюз на борту оставались 13 членов экипажа.
Как стало известно, причиной такой угрозы для судна и экипажа стала задолженность судовладельца портовым властям Коломбо — более 80 тыс. долларов США. Экипаж стал заложником ситуации и находится в бедственном положении. По сути, моряки брошены и подвергаются давлению со стороны портовых властей Коломбо. По последним сообщениям в социальных сетях, эта проблема не решена до сих пор.
Информацию, опубликованную в социальных сетях, подтверждают в Институте геологии РАН. По свидетельству начальника отдела флота ГИН РАН В.М.Лебедева, экипаж судна находится в бедственном положении. На борту судна остается 14 человек — минимальный состав для поддержания жизни такого корабля. С 6 февраля 2015 г. портовыми властями судно отключено от электропитания на дневное время: с 08.00 утра до 19.00 местного времени. Пропуска на выход на берег у экипажа отобраны, и для закупки продуктов двух человек выпускают только по специальным заявкам. Режим питания экипажа установлен из расчета дважды в сутки — завтрак и ужин. Сейчас ставится вопрос об эвакуации части экипажа, фактически, находящегося в заложниках у портовых властей.
Как заявил В.М. Лебедев, ГИН РАН неоднократно обращался в ФАНО для решения этого вопроса, однако всякий раз получал отказы. Последний по времени отказ пришел 27 февраля 2015 г. В пресс-службе ФАНО нашему корреспонденту ответили, что предоставляют информацию только по письменному запросу, который обещают рассмотреть в течение 7 рабочих дней.
Экипаж научно-исследовательского судна "Академик Николай Страхов" просит ФАНО и РАН поскорее решить судьбу их корабля.