Новый учебник по отечественной истории для вузов утвердил Экспертный совет по развитию исторического образования при Минобрнауки России на расширенном заседании 6 августа под председательством министра науки и высшего образования РФ Валерия Николаевича Фалькова и главы Российского исторического общества (РИО) Сергея Евгеньевича Нарышкина. По этой книге будут учиться студенты неисторических специальностей по всей стране.
«В 2023 г. по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Министерство науки и высшего образования приступило к обновлению системы высшего образования страны, и в рамках этой работы мы считаем необходимым предусмотреть в обновленной системе единое социально-гуманитарное ядро, что подразумевает наличие единой концепции преподавания социально-гуманитарных дисциплин, среди которых центральное место занимают история и философия», — сказал В.Н. Фальков. Министр подчеркнул, что в настоящее время непрофильное историческое образование выходит на новый уровень, становясь менее формальным. Министр отметил, что в настоящее время необходимо решить еще одну важную задачу — более тесно «связать» курс по истории России с модулем «Основы российской государственности».
«Предмет отечественной истории — важнейшая дисциплина, формирующая мировоззрение молодых людей и их представление о преемственности между прошлым, настоящим и будущим. Поэтому все студенты, получающие высшее образование в России, вне зависимости от выбранной ими специальности, обязаны понимать основные исторические тенденции и через них ощущать свою сопричастность с судьбой страны», — подчеркнул С.Е. Нарышкин.
Работа над учебником велась с весны 2023 г. в Институте российской истории РАН под руководством члена Президиума РИО, директора Института российской истории РАН Юрия Александровича Петрова. Содержание книги обсуждалось на разных экспертных площадках, учебник положительно оценила Российская академия наук. Над текстом работали 30 ученых и преподавателей, при написании было учтено около 3 тыс. правок и комментариев. В настоящее время рукопись книги уже передана в издательство «Наука».
Юрий Александрович Петров поделился с корреспондентом «Научной России» деталями работы над учебником: «Современный период — самая ответственная и важная часть учебника, которая пишется, что называется, “с колес”. Мы учитывали все последние события, включая специальную военную операцию. <…> Эта работа <…> представляет для нас большую научную задачу, но мы с ней справляемся. Второй проблемный вопрос — это распад Советского Союза. Он получает разные оценки и вызывает сильные эмоции. <…> Данная тема широко дебатируется, и пока <…> ее экспрессия не исчерпана и не будет исчерпана в течение длительного времени. [Освещение этого периода] требует от историка понимания всей широкой палитры оценок и вынесения некоего общего вердикта. Это большая ответственность, но одновременно и наш долг перед обществом — говорить об истории правдиво и точно».
«Рассчитываю, что уже к 1 сентября <…> текст [учебника] будет доступен в онлайн-формате во всех университетских электронно-библиотечных системах страны», — заявил С.Е. Нарышкин, добавив, что отдельный акцент в книге будет в том числе сделан на истории Великой Отечественной войны и событиях последних лет.
Базовый учебник по отечественной истории также дополнят специализированные отраслевые модули для студентов, готовящихся стать профессионалами в разных областях. В их число вошли история инженерного дела, транспорта, сельского хозяйства, народного образования, медицины, культуры.
Важным дополнением к учебнику станет хрестоматия, подготовленная при активном участии Федерального архивного агентства и Российской академии наук. Подробнее о пособии рассказал статс-секретарь — заместитель руководителя Росархива Андрей Викторович Юрасов. Книга включает 149 разнообразных документов, в том числе малоизвестных, охватывающих весь хронологический диапазон учебника – от Древней Руси до современной России. Каждый документ в хрестоматии сопровождается комментарием. Изучение пособия позволит студентам обрести первоначальные навыки работы с историческими источниками.
Начиная с 2023 г. Минобрнауки и РИО внесли изменения в обязательный курс отечественной истории для первокурсников непрофильных специальностей, увеличив его длительность до 144 академических часов. 80% времени учебного процесса теперь уделяется непосредственной работе преподавателя со студентами. Новые требования к итогам освоения курса закреплены в Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, обновленный вариант которой был также одобрен Экспертным советом 6 августа.
На заседании также были выдвинуты разнообразные предложения в области преподавания истории в вузах. Так, заместитель министра науки и высшего образования, сопредседатель РИО Константин Ильич Могилевский предложил создать на базе Севастопольского государственного университета Институт истории и археологии Византии. Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель РИО Александр Оганович Чубарьян подчеркнул, что необходимо уделять внимание и достойному преподаванию в вузах всеобщей истории, при этом расширяя проблематику, касающуюся Евразии и стран Востока. Президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева сделала акцент на значении программы повышения квалификации вузовских преподавателей истории, которая проводится с 2023 г.
«Мы можем с уверенностью сказать, что преподаватели в двух третях вузов понимают современные требования к программам высшего образования, а 34% находятся для нас в “серой зоне”», — заметила О.Ю. Васильева, подчеркнув, что пока к программе не присоединились 294 из 731 университета, и РАО не обладает информацией о готовности их кадров к преподаванию истории по новой рабочей программе.
Что ждет студентов, изучающих историю на профильных специальностях? Заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Ильич Могилевский сообщил корреспонденту «Научной России», что в настоящее время изменения в специализированном историческом образовании не являются приоритетом.
«Не думаю, что вопрос появления единого учебника или группы учебников по истории для студентов профильных специальностей сейчас актуален. Главный вопрос, который необходимо решить — это разобраться с преподаванием истории на непрофильных специальностях, — объяснил заместитель министра. — В этом году на первый курс специализированных исторических программ высшего образования в стране поступили в общей сложности 6197 человек — это менее 1% от общего количества бюджетных мест, с учетом коммерческого набора — около 0,5%. Поэтому очевидно, что в настоящий момент гораздо важнее сфокусироваться на преподавании истории для студентов непрофильных направлений подготовки».
К.И. Могилевский добавил, что ключевая задача в области профильного исторического образования – определение важнейших областей, в которых востребованы специалисты в области истории. Это поможет наиболее эффективно определить количество бюджетных мест в вузах на соответствующих программах подготовки.
«Вопрос, на который необходимо ответить в первую очередь — где может работать историк? Самые очевидные варианты — в архиве, в университете на историческом факультете, в музее. Но как профессиональный историк, защитивший диссертацию и написавший несколько книг, я иногда задаюсь вопросом: здесь, на своей должности, я работаю по специальности? И не могу сказать, что работаю не по своему профилю: меня учили работать с информацией, анализировать документы, исследовать тексты, видеть тенденции и делать выводы. Поэтому как пример чиновника с историческим образованием я могу сказать, что историческая подготовка в этой работе очень полезна. В средствах массовой информации есть люди с историческим образованием, потому что в прессе также востребовано умение работать с текстами, анализировать информацию. <…> В бизнесе, где нужна аналитика, квалификация историка также может оказаться ценной. Председатель Российского исторического общества и глава Службы внешней разведки Сергей Евгеньевич Нарышкин несколько раз говорил о том, что в разведке и в целом в спецслужбах очень востребованы историческое образование, навыки историка, — рассказал К.И. Могилевский. — В дальнейшем, исходя из ответа на озвученный мной вопрос нам будет необходимо совместно с Министерством труда определить потребность в исторических кадрах. Здесь нужно действовать максимально внимательно, потому что если рассматривать проблему чересчур узко, мы рискуем упустить ценные возможности. Это основная задача. В то же время избыточного регулирования в обсуждаемой области, на мой взгляд, не требуется».
Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ