Научная группа под руководством Джона Мейси (John Maisey) из Американского Музея естественной истории, США, используя компьютерную томографию для исследования единственной известной окаменелости древней рыбы Doliodus problematicus, возможно, нашла важное пропущенное звено эволюционной цепи, приведшей к возникновению современных акул. Подробно о своем исследовании ученые сообщили в статье, опубликованной в журнале American Museum Novitates.

Об эволюции акул наука знает очень мало. Единственное, что смогли сделать ученые за сотни лет, это выдвинуть предположение, что предками акул могли быть некие костистые рыбы. Отчасти дело в том, что, как выразился Мейси, «хрящ — это необычная ткань». Эта прочная белая соединительная ткань плохо сохраняется как окаменелые останки и при этом составляет значительную часть тела акул.

Скелет рыбы, которую исследовали ученые — возраст которого оценивается в 400 млн. лет, — был найден в середине 1990-х годов в канадской провинции Нью-Брунсвик. Но установить, что челюсти и зубы этой рыбы подобны акульим, позволила лишь компьютерная томография в 2014 г. Изучение его показало, что у этого объекта имелись брюшные плавники и ряд гребней на спине, как у гораздо более древнего и хорошо изученного класса рыб, называемых акантодами. Иными словами, Doliodus problematicus обладает чертами как более древних костистых рыб, так и современных акул.

Эти результаты косвенно свидетельствуют в пользу гипотезы об акантодах как пропущенном звене начального этапа эволюции акул.