Международный коллектив ученых под руководством Кертис Мариан (Curtis Marean) из Государственного университета Аризоны исследовал вулканические отложения на двух палеолитических стоянках южного побережья современного ЮАР. Ученые пришли к выводу, что случившееся в этих местах около 75 тысяч лет назад извержение супервулкана Тоба не слишком повредило древним людям. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature.

Супервулкан Тоба знаменит одним из самых крупных извержений за последние 25 миллионов лет. Известно, что вследствие катастрофы гигантское количество выброшенного пепла поглотило до 90% солнечного света. Существуют гипотеза, что это извержение могло повлиять на  численность человечества. Однако новое исследование показывает, что это не так.

Во время извержения вулкан выбросил в воздух огромное количество микроскопических частиц вулканического стекла — тефры. Эти частицы способны распространяться очень далеко, благодаря своему маленькому размеру: археологи нашли их в пещере на южном побережье ЮАР, где располагалась стоянка древних людей, за тысячи километров от вулкана. Исследование  показало, что люди продолжали использовать стоянку и после извержения Тобы, и нет никаких свидетельств тому, что катастрофа как-то повлияла на их жизнь.

[Иллюстрация: Curtis Marean/Arizona State University]