Древние люди не особенно пострадали от крупнейшего извержения вулкана

Извержение супервулкана Тоба, случившееся 75 тысяч лет назад, не повлияло на жизнь древних людей, выяснили археологи.

Международный коллектив ученых под руководством Кертис Мариан (Curtis Marean) из Государственного университета Аризоны исследовал вулканические отложения на двух палеолитических стоянках южного побережья современного ЮАР. Ученые пришли к выводу, что случившееся в этих местах около 75 тысяч лет назад извержение супервулкана Тоба не слишком повредило древним людям. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature.

Супервулкан Тоба знаменит одним из самых крупных извержений за последние 25 миллионов лет. Известно, что вследствие катастрофы гигантское количество выброшенного пепла поглотило до 90% солнечного света. Существуют гипотеза, что это извержение могло повлиять на  численность человечества. Однако новое исследование показывает, что это не так.

Во время извержения вулкан выбросил в воздух огромное количество микроскопических частиц вулканического стекла — тефры. Эти частицы способны распространяться очень далеко, благодаря своему маленькому размеру: археологи нашли их в пещере на южном побережье ЮАР, где располагалась стоянка древних людей, за тысячи километров от вулкана. Исследование  показало, что люди продолжали использовать стоянку и после извержения Тобы, и нет никаких свидетельств тому, что катастрофа как-то повлияла на их жизнь.

[Иллюстрация: Curtis Marean/Arizona State University]