Исследователи из лондонского Музея естественной истории сообщили о результатах анализа последовательности ДНК из костей Чеддарского человека, чьи останки были найдены в 1890-м году в Великобритании. Вопреки мнению, что древние жители этой местности были светлокожими и голубоглазыми, в геноме этого человека не нашли вариантов генов, обеспечивающих такую внешность. Научная статья о результатах прочтения ДНК человека из Чеддара готовится к публикации, а о предварительных выводах из полученных данных сообщает сайт музея.

Почти 130 лет назад в пещере, расположенной в ущелье Чеддар английского графства Сомерсет, Ричард Гоф обнаружил почти полностью сохранившийся скелет человека. Датировка этих останков и оценка их внешнего вида показали, что кости принадлежат мужчине, жившем 10 000 лет назад. Он имел небольшой по современным меркам рост (166 см) и, скорее всего, погиб насильственной смертью на третьем десятке жизни.

Исследование митохондриальной ДНК «человека из Чеддара» (так именуют эти останки), проведенное 20 лет назад, показало, что он принадлежит к одной из самых старых европейских гаплогрупп — U5, появившейся около 60 000 лет назад. Однако ядерная ДНК чеддарского скелета до настоящего момента не была прочитана. Эту задачу выполнили сотрудники Музея естественной истории в Лондоне.

Их анализ показал, что человек из Чеддара был темнокожим, как коренное население Африки: у него отсутствуют варианты генов, обеспечивающие светлую пигментацию кожи. Хотя у этого мужчины были темные волосы, радужки глаз имели либо голубой, либо зеленый цвет. Скорее всего, похожим образом выглядели и его соплеменники, а возможно, и большинство европейцев того же периода (мезолит).

До этого исследования считалось, что белая кожа, светлые волосы и голубые глаза у доисторического населения Европы стали преобладать уже 45 000 лет назад, почти сразу же после выхода непосредственных предков современных людей из Африки. Эти признаки должны были обеспечить усиленную выработку витамина D в коже в условиях малого числа солнечных дней. Однако анализ отличий генов человека из Чеддара от типичных современных европейцев показывает, что такие черты внешности массово распространились по европейскому континенту гораздо позже. Также важно отметить, что человек из Чеддара не входил в число непосредственных предков современных жителей Великобритании.

[Иллюстрация: Jonathan Brady/PA/AP Images]