В конце ноября 1941 года был подписан Приказ №00172 «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро», более известной как «Дорога Жизни». Эта трасса спасла жизнь очень многим жителям блокадного Ленинграда.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Одним из главных направлений удара немецких войск стал Ленинград. Взяв его, немцы получили бы доступ к одному из крупнейших промышленных центров страны и Балтийскому морю, высвобождая войска для наступления на Москву. Вермахт наступал очень быстро, уже 8 сентября 1941 года пал Шлиссельбург, таким образом, Ленинград был взят в кольцо. Все сухопутные, автомобильные и железнодорожные пути были перерезаны. В блокированном городе оказалось более 2,5 миллионов жителей.

Штурмом брать город немцы не собирались, поэтому Гитлер поставил задачу: стереть город с лица земли, предварительно уморив его жителей голодом. Выполняя его приказ, 8 сентября немцы уничтожили Бадаевские продовольственные склады, на которых находилось 3 тысячи тонн муки и 700 тонн сахара. В итоге, на 12 сентября в городе оставалось продовольствия на 30-40 суток. Уже к ноябрю 1941 года сложилась критическая ситуация. Нормы выдачи хлеба упали ниже необходимого физиологического минимума. На день выдавали всего 125 грамм хлеба. Для рабочих паёк был чуть больше – 250 грамм. 

Авиационное сообщение не могло удовлетворить всех потребностей в перевозках. Поэтому в течение осени 1941 года, продовольствие и другие грузы доставлялись в Ленинград по Ладожскому озеру. Однако из-за начала зимы и постоянных налетов немецкой авиации по воде передвигаться стало невозможно.

 

Ставка на лед

Идея ледовой трассы начала обсуждаться в Ленинграде с сентября 1941 года. Перед этим были проведены все необходимые исследования состояния выбранного 30-километрового участка Ладоги: выяснялось состояние участков льда на намеченных маршрутах, делались пробные проезды по ним, разрабатывались правила движения. К работе привлекли и ученых ленинградского Физико-технического института – Бориса Вейнберга, Наума Рейнова, Петра Кобеко и других. Борис Вейнберг предложил использовать технологию искусственного намораживания — пролив ледяной поверхности водой – чтобы лед быстрее замерзал. Наум Рейнов придумал специальный прибор — прогибограф, который фиксировал колебания льда. С его помощью были рассчитаны оптимальные интервалы движения.

В итоге, проанализировав все возможные варианты, советское командование приняло решение построить дорогу для доставки грузов в Ленинград по льду через Ладогу. «24 сентября А.А. Жданову, членам Военного Совета Ленинградского фронта были представлены материалы в виде карт и текста на 34 листах. Затем мы доложили об ожидаемом характере замерзания и продолжительности сохранения ледяного покрова. В этот день фактически и родился проект ладожской Дороги жизни», — вспоминал позднее начальник ледовой службы Краснознаменного Балтийского флота Михаил Казанский.

19 ноября 1941 года был подписан Приказ №00172 «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро». Начальной точкой отправки грузов стал мыс Осиновец, конечными Кобона и Лаврово.  Перевалочные базы дороги устраивались в Осиновце, Ваганово, Кобоне, Лаврово и на станции Ладожское Озеро. 22 ноября было открыто пешеходное и гужевое движение, с 25-го — автомобильное. 26 ноября 1941 года ледовая дорога стала именоваться Военно-автомобильной дорогой №101.

 

Движение началось

Первый груз по трассе был перевезен на санях 19 ноября 1941 года. Затем пошли машины. «Сначала по льду пустили санные обозы, потому что машины он еще не мог выдержать. Лед, достаточный для того, чтобы по нему двигался тогдашний автомобильный транспорт, должен был быть толщиной хотя бы 20–30 см. 19 ноября 1941 года на восточный берег Ладоги отправился конно-санный обоз, который вернулся в Осиновец 21 ноября с мукой для ленинградцев. Вечером того же дня из Ленинграда через Ладогу по льду отправилась специально сформированная разведывательная колонна из десяти порожних полуторок. 22 ноября на лед в сторону Кобоны вышли уже 60 машин, которые вернулись, доставив в Ленинград 33 тонны хлеба. Так начала свою работу ледовая трасса Дороги жизни», - рассказывает Сергей Курносов, директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. 

Доставка грузов в блокадный Ленинград оказалась очень опасным и трудным делом. По ней постоянно наносили удары немецкая авиация и артиллерия, лед часто не выдерживал нагрузки и машины проваливались. По данным сотрудников Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, всего было использовано 4000 машин – 1000 из них не доехало до конечного пункта назначения. Несколько десятилетий после войны их доставали со дна Ладожского озера. Общий грузооборот трассы составлял 4000 тонн в сутки.

С января 1942 года движение по дороге стало более упорядоченным и безопасным. Начиная с этого времени на ней была создана вся необходимая для работы инфраструктура: расставлены зенитные батареи и регулировщики автомобильного движения, проложены линии связи, построены специальные обогревательные пункты, где водители могли отдохнуть и согреться. Охраной трассы занимались части ПВО, моряки Балтийского флота, войска НКВД и стрелковые части.

Дорога Жизни работала в двухстороннем режиме: в Ленинград везли продовольствие, из города – людей, оборудование, ценности, гражданскую и военную продукцию, которую продолжали производить ленинградские заводы в условиях блокады. «По льду переправляли даже танки КВ, которые в 1941 году делали только в Ленинграде. Чтобы их переправить, с танка снимали башню…. и танк, следуя своим ходом по льду Ладоги, буксировал за собой свою башню на санях», - рассказывает Сергей Курносов, директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.

12 января 1943 года силами Волховского и Ленинградского фронтов блокада Ленинграда была прорвана, после чего была проложена временная железнодорожная ветка под названием «Дорога Победы». Однако автомобильная Дорога Жизни продолжала действовать до полного снятия блокады в 1944 году. Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1.5 миллиона человек.

 

Материал подготовлен по открытым источникам