0 комментариев 1083

Доля статей российских ученых в передовых областях мировой науки выросла в 1,5 раза за 5 лет

За 5 лет видимость России в формировании мировой исследовательской повестки увеличилась примерно в 1,5 раза, говорится в исследовании НИУ ВШЭ «Позиции России в глобальных исследовательских фронтах»

За 5 лет видимость России в формировании мировой исследовательской повестки увеличилась примерно в 1,5  раза, говорится в исследовании НИУ ВШЭ «Позиции России в глобальных исследовательских фронтах».  По состоянию на середину 2020 г., работы, выполненные с участием российских ученых, вошли в 502 глобальных исследовательских фронта (из 10 393), что составляет 4,83% от их общемирового числа (в 2016 г. — 3,55%).

Информация за 2016 и 2017 гг. приводится по состоянию базы данных InCites на январь и июль соответственно. Начиная с 2018 г. показаны срезы по состоянию на август каждого года.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Основной вклад Россия вносит в глобальные исследовательские фронты в тех областях науки, где традиционно концентрировались усилия отечественных ученых (физика, науки о космосе, химия, материаловедение). Также заметную долю занимают науки о жизни (клиническая медицина, молекулярная биология и генетика, науки о Земле, растениях и животных), что свидетельствует о значительном потенциале, накопленном российскими авторами в этих направлениях, и результатах, получивших признание мирового научного сообщества.

Единичными публикациями, доля которых не превышает 1 % в общем числе глобальных исследовательских фронтов, Россия представлена в компьютерных науках, микробиологии, мультидисциплинарных исследованиях, психиатрии и психологии, экономике и бизнесе, общественных науках. Тем не менее, российские работы присутствуют во всех областях науки, по которым Clarivate Analytics отслеживает глобальные исследовательские фронты.

Глобальный исследовательский фронт представляет собой группу (кластер) статей, объединенных фактом совместного цитирования в других статьях в определенный момент времени. Совместное цитирование указывает на смысловую близость научных работ и позволяет рассматривать весь кластер как область особого внимания ученых к некоторой проблеме, намечает «передний край» науки, а также приоритетные направления, способные принести наиболее перспективные результаты в долгосрочном периоде, на которых следует сосредоточить финансовые ресурсы и опережающую подготовку научных кадров.

Анализ глобальных исследовательских фронтов выполняется по данным InCites (Clarivate Analytics) за 2016 – 2020 годы. К публикациям, которые формируют глобальные исследовательские фронты, относятся две группы высокоцитируемых работ в научных изданиях, индексируемых в Web of Science: статьи и обзоры, входящие в 1% и в 0,1% самых цитируемых в своей области. В каждом случае рассматриваются публикации за пять полных лет, предшествующих дате анализа, и цитирования, полученные этими работами с даты выхода до момента получения среза. В настоящем исследовании оценивался период с 2016 по 2020 г.

По ссылке эти выводы изложены более подробно и проиллюстрированы графиками.

Информация предоставлена пресс-службой НИУ ВШЭ