Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко принял участие в торжественной церемонии спуска на воду инновационного научно-исследовательского беспилотного судна «Пионер-М», на котором впервые в России будет применяться технология безэкипажного судовождения. Его строительство одобрил Президент России Владимир Путин
Церемония прошла в Санкт-Петербурге, на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ), входящем в состав Объединённой судостроительной корпорации. В ней приняли участие заместитель главы Минпромторга Василий Шпак, губернаторы Санкт-Петербурга и Севастополя Александр Беглов и Михаил Развожаев, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева, ставшая крёстной матерью судна, председатель совета директоров Объединённой судостроительной корпорации Георгий Полтавченко, президент Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов и генеральный директор АО «СНСЗ» Владимир Середохо. Также был организован телемост, благодаря которому студенты, участвовавшие в разработке проекта корабля, могли наблюдать за церемонией.
«Спуск на воду научно-исследовательского судна “Пионер-М” – знаковое событие Года науки и технологий, объявленного Президентом России Владимиром Путиным. Это уникальный корабль с технологией безэкипажного судовождения. Его проект разрабатывали студенты из семи вузов страны – Санкт-Петербурга, Калининграда, Архангельска, Нижнего Новгорода, Казани и Владивостока. Поддержка талантливых ребят и молодых учёных – наша приоритетная задача. Сам проект корабля – наглядный пример кооперации высшего образования, науки и промышленности. Для Правительства России такая связка принципиально важна», – сказал Дмитрий Чернышенко.
«Судостроители Средне-Невского судостроительного завода освоили строительство кораблей и судов из четырёх видов материалов. Это судостроительная, маломагнитная сталь, алюминиево-магниевые сплавы, российские композиционные материалы. Предприятие также активно использует современную технологию вакуумной инфузии при изготовлении конструкций из композитных материалов», – сообщил Министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Дмитрий Чернышенко отметил, что «Пионер-М» – первый федеральный проект по созданию НИС с участием талантливых студентов страны. Он строится для Севастопольского государственного университета и представляет собой маломерное научно-исследовательское судно (НИС) катамаранного типа с корпусом из композитных материалов. Судно предназначено для широкого спектра комплексных научно-исследовательских работ в прибрежных районах Чёрного моря, в том числе океанографических, гидробиологических, гидрохимических, геоморфологических, гидроакустических и водолазных работ.
НИС «Пионер-М» будет обладать технологиями безэкипажного судовождения благодаря интегрированной системе управления и взаимодействия с морскими мобильными научно-исследовательскими лабораториями. Планируется круглогодичная эксплуатация судна в акваториях Чёрного и Азовского морей.
Проект реализован при поддержке Минобрнауки и АСИ, стратегическим партнёром выступил Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию).
После спуска на воду специалисты завода продолжат работы по достройке судна, выполнят насыщение системами и механизмами, внутренние отделочные и электромонтажные работы.
«“Пионер-М” станет первым в России судном, на котором будут отрабатываться технологии безэкипажного судовождения. Мы видим его в ближайшем будущем “беспилотным автомобилем” на воде, – сказал глава ОСК Алексей Рахманов. – Корпорация шаг за шагом внедряет автоматизированные системы, появление которых всё больше приближает нас к эре беспилотного судовождения. А это не только минимизация издержек при строительстве судов, удешевление перевозок, но и снижение экологической нагрузки на акватории рек и морей».
«Мы благодарны за выбор Петербурга для участия в столь значимом инновационном проекте. Для города важно, что на наших верфях создаются высокотехнологичные суда. Для Средне-Невского судостроительного завода строительство научно-исследовательского судна “Пионер-М” – это возможность применить свои уникальные технологии в области композитного судостроения. Это отличный пример кооперации между проектными, научными, образовательными и судостроительными организациями в рамках одного заказа. Проект реализуется при участии Агентства стратегических инициатив и ОСК, которые уже давно являются надёжными партнёрами Петербурга», – сказал Александр Беглов.
Длина судна составляет около 26 м, ширина – 9 м, максимальная скорость – 10 узлов. Оно может работать автономно в течение 5 суток, дальность плавания составляет 500 миль, водоизмещение – 114 т.
Также на судостроительном заводе Дмитрию Чернышенко показали производство двух теплоходов – «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев». Они позволят сохранить транспортную доступность населённых пунктов Красноярского края. Планируется, что суда будут курсировать по маршруту Красноярск – Дудинка – Красноярск.
Фото на странице сайта: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ