Ученые пришли к выводу, что, если Марс скрывает озеро под своей южной полярной ледяной шапкой, должна существовать скрытая магматическая камера, чтобы сохранить воду жидкой, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Geophysical Research Letters.

Признаки озера шириной 20 километров, погребенного под слоем льда на расстоянии около полутора километров от южного полюса Марса, были впервые обнаружены в 2018 году группой во главе с ученым-планетологом Роберто Орозей. Это открытие положило начало спорам о том, что может сохранять озеро жидким в такой холодной среде.

Исследователи планет Майкл Сори и Али Брамсон из Университета Аризоны в Тусоне рассмотрели различные сценарии, в том числе смешивание пыли в ледяной шапке для улучшения ее изолирующих способностей и эпизоды прошлого вулканизма на Красной планете. Единственный способ создать достаточно тепла для существования озера – это действие подземного бассейна магмы подо льдом.

«Мы постарались проявить должную осмотрительность и продумать всевозможные альтернативные факторы, которые могут повысить температуру, - говорит Сори. - Магма была единственным фактором, реально воздействующим на температуру…».

Возможное озеро было замечено радаром орбитального аппарата Mars Express Европейского космического агентства. Марсианская среда, однако, слишком холодная, чтобы вода оставалась жидкой сама по себе. Орозей из Национального института астрофизики в Болонье (Италия) и его коллеги предположили, что растворенные в воде соли могут поддерживать низкую температуру плавления, позволяя озеру существовать в виде рассола.

Условия подо льдом все еще слишком холодные - в среднем –68 ° по Цельсию - чтобы объяснить существование озера только с помощью солей, утверждают Сори и Брамсон. Но их расчеты показывают, что, если около 300 000 лет назад вулкан выпустил магму в камеру шириной не менее пяти километров и закопал ее примерно в 10 километрах ниже того места, где, по-видимому, находится озеро, этот бассейн мог бы генерировать достаточно тепла, чтобы соленый лед таял. По мнению исследователей, если соли нет, то магматическая камера должна быть больше или ближе к поверхности.

Если магматическая камера реальна, это будет означать, что Марс стал геологически активным гораздо ljkmit, чем думают ученые. Предыдущие исследования показали, что самая последняя геологическая активность вблизи южного полюса Марса была, по крайней мере, миллионы лет назад.

Существование камеры может усилить сомнения в обитаемости предполагаемого озера: если озеру всего несколько сотен тысяч лет, прошло не слишком много времени для зарождения жизни.

Сори и Брэмсон остаются нейтральными относительно того, делают ли их находки существования озера более или менее вероятным. Исследователи предполагают, что будущие исследования должны быть нацелены на поиски магматической камеры или озера. До сих пор другие радиолокационные поиски с использованием разведывательного орбитального аппарата НАСА «Марс» не обнаружили озеро.

Новое исследование не исключает роли солей в таянии льда, - объясняет говорит ученый Бетани Эльманн из Калифорнийского технологического института, который не участвовал ни в одном из исследований. Но «эта статья - хороший вклад, который исследует альтернативную гипотезу», говорит она.

Орозей поддерживает наблюдения своей команды. Теоретические аргументы, показывающие, как трудно жидкой воде находиться подо льдом, не доказывают, что воды там нет. «Я думаю, что мы только вступаем в долгую и изнурительную дискуссию», - говорит он.

[Фото: sciencenews.org]