Исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) и Бостонского института нейробиологии (США) под руководством Тайлера Перракиона (Tyler Perrachione) установили, что у людей с дислексией наблюдается патология базового механизма, лежащего в основе чувственного восприятия: способности адаптироваться к основному каналу информации. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Neuron.

Мозг здорового человека, как правило, быстро адаптируется к важнейшему на данный момент информационному каналу — звуку голоса, изображению лиц и предметов и пр., потому что это делает обработку данных более эффективной и простой. Но люди с дислексией испытывают в связи с этим трудности.

Тайлер Перракион, по первой специальности лингвист, хотел проверить теорию, согласно которой дислексия возникает из-за проблем, связанных с ассоциированием звуков речи с написанным словом. Постепенно он подошел к фундаментальным процессам в мозге, которые затрудняют такое объединение. «Часть тайны дислексии заключается в том, что мозг [некоторых людей] не имеет область, которая эволюционировала для чтения», — сказал когнитивист Джон Габриэли (John Gabrieli) из МIT.

Исследователи использовали метод функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ), чтобы сравнить мозг здоровых людей и людей с дислексией. В ходе эксперимента испытуемые слушали слова на английском языке. В некоторых случаях их произносил один и тот же диктор, в других слова произносились разными людьми. Ученые в это время следили за активностью зон мозга.

Обычно мозг человека адаптируется к одному голосу в течение одной-двух секунд, но не к нескольким голосам одновременно. Действительно, люди без дислексии адаптировались к одному, но не к нескольким голосам. Для дислектиков же активность мозга остается высокой в обоих случаях, и это говорит о проблемах с адаптацией.

Кроме того Перракион и Габриэли решили посмотреть на адаптацию к зрительным стимулам. Они пригласили еще одну группу лиц с дислексией и без нее и изучили процесс адаптации в ходе чтения и просмотра изображений. Опять же они увидели гораздо меньшую степень адаптации у участников с дислексией.

С трудностями с приспособлением, похоже, связаны области мозга, ответственные за обработку стимулов. «Это говорит о том, что дефицит адаптации в случае дислексии общий [и распространен] по всему мозгу», — сказал профессор Перракион.

Ученые повторили этот эксперимент с еще одной группой лиц, на этот раз сосредоточив внимание на детях в возрасте от 6 до 9 лет. Результаты были такими же. В целом, в исследовании приняло участие более 150 человек. Ученые говорят, что люди с дислексией демонстрировали в среднем лишь половину адаптационных усилий, по сравнению со здоровыми людьми.

В то же время адаптация — лишь один из факторов, определяющих способность к восприятию письменного текста. Чтение — сложный навык, который требует согласованной работы нескольких областей мозга. Дефицит адаптации одновременно влияет на обработку как зрительной, так и слуховой информации и может сделать чтение очень трудным. «Мы должны видеть буквы, разбить их на словах, сопоставить звуки, которые они обозначают, и подключить их к семантике. Есть много участков, где что-то может пойти не так», —  сказал Тайлер Перракион.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что дислексия не связана с нарушениями зрения.

Изображение: Perrachione et al.

[Изображение: Perrachione et al]