Иллюстрация из презентации А.В. Кабанова

Иллюстрация из презентации А.В. Кабанова

 

6 декабря в рамках Всемирной конференции ассоциации русскоговорящих ученых RASA и XI ежегодной конференции RASA-America состоялся круглый стол с представителями Ассоциации русскоговорящих ученых  (RASA) и РАН. Как и сама конференция, круглый стол проводился дистанционно.

«Судя по конференции, на которой мы присутствуем, мы можем сказать, насколько щедро Россия дарит свои таланты загранице. Блестящие учёные, прекрасные доклады, конечно, есть гордость за страну, которая выращивает и учит их в своих университетах, с другой стороны очень обидно, что такие таланты оказываются невостребованными в России. Если посмотреть на нашу диаспору, то она не политическая, как было сто лет назад, не экономическая, как, может быть, было в начале 90-х годов. Наверное, прежде всего, это учёные, которые увидели, что за границей их труд в науке будет более востребован, что там им будет более интересно и плодотворно заниматься наукой. И мы, на самом деле, это тоже понимаем и признаём. Поэтому перед нами стоит общий вопрос: что же мы должны предпринять, чтобы в нашей стране заниматься наукой было столь же интересно, плодотворно и востребовано, как в достаточно большом числе зарубежных стран», - говорит президент РАН Александр Михайлович Сергеев в своём выступлении. Далее он обозначил несколько вопросов для обсуждения во время круглого стола, в том числе: что можно сделать, чтобы развивалось сотрудничество между российскими учёными и зарубежными университетами, насколько российская наука видна на международном поле, и почему язык конференции русский: ностальгия, дань памяти родине, культурная традиция? В отношении последнего вопроса А.М. Сергеев пояснил, что зачастую, чтобы отчитаться за полученный грант, по различным программам и заданиям, учёные имеют в качестве показателей эффективности публикации в журналах с высокими квартилями, поэтому лучшее отдаётся этим журналам, а худшее остаётся в российских... «Если мы так дальше пойдём, то ничего из российских журналов не останется, поэтому здесь необходимы какие-то неординарные решения… Это ещё один очень важный вопрос», - говорит Сергеев.

Станислав Смирнов, отвечая на вопрос президента РАН, предположил, что такая ситуация с журналами может быть связана с недостаточной интеграцией российской науки с международной. «Как это не парадоксально, но если говорить про математику конца 60-х - 70-х годов, мы были больше интегрированы, даже с «железным занавесом». <…>. Если бы я вкладывался, то скорее не в то, чтобы улучшать наши российские журналы, а увеличить количество обменов, конференций и улучшить интеграцию российской науки с международной. Это, действительно, очень сложный вопрос, который за 5 минут не осветить».

В формате небольших выступлений участники круглого стола обсудили преимущества создания международных академических Советов, идею воссоздания химической лаборатории М.В. Ломоносова к 300-летию РАН в 2024 году, возможность совместной премии РАН и RASA для молодых учёных (одному учёному из России и одному вне России), что могло бы поддержать молодых исследователей, возможность проведения конференции, приуроченной к 300-летию РАН совместно с RASA, другие идеи и предложения.

Александр Михайлович Сергеев, президент РАН, поделился с «Научной Россией» ключевыми моментами круглого стола:

А.М. Сергеев, фото: Николай Мохначёв, "Научная Россия"

А.М. Сергеев, фото: Николай Мохначёв, "Научная Россия"

 

«Так получилось, что по всему миру у нас могучая научная диаспора. Россия действительно является мировым поставщиком научного интеллекта, что, с одной стороны, конечно, вызывает гордость, а с другой стороны, обиду. Возникают вопросы к нам, почему мы сами не можем использовать эти блестящие умы... Каким образом использовать их знания для развития российской науки – это, собственно, именно то, о чём и шла речь во время круглого стола.

Я думаю, что наиболее важное предложение, которое прозвучало и, надеюсь, будет реализовано, это то, что с учётом трудностей и неожиданных преимуществ «ковидного» времени, мы можем наладить регулярную дистанционную работу международных советов по ряду научных направлений. Мы решили, что учёные из России и представители нашей диаспоры могли бы вместе детально обсудить 3-4 направления, а потом прийти к предложениям о проведении совместных исследований одновременно как в России, так и за рубежом. С этого, наверное, правильно было бы начать.

Затем мы договорились о более плотном участии наших зарубежных коллег в работе различных наблюдательных советов университетов и научных институтов. Наши коллеги из диаспоры поделились результатами такой работы в Новосибирске, в Санкт-Петербурге. Наверное, правильно было бы сейчас рекомендовать нашим академическим институтам сформировать такие международные наблюдательные советы, где бы зарубежные коллеги могли поделиться опытом, а с другой стороны, могли бы быть и своеобразными представителями этих институтов за рубежом для повышения международной видимости российской науки.

Третье – это то, что в вопросах, связанных с подготовкой кадров, представители нашей диаспоры действительно считают, что Россия имеет хорошие традиции и систему образовательной подготовки в школе и университетах. Нужно, чтобы молодёжь со школьной и университетской скамьи была правильным образом мотивирована на занятия серьёзной наукой и высокими технологиями. На этот счёт прозвучали и некоторые предложения о совместных мероприятиях, программах обучения и так далее. Эти три направления, наверное, главное, что наметилось сегодня в результате обсуждений и что мы планируем рассматривать и продвигать в дальнейшем».

Александр Викторович Кабанов, президент RASA-America, прокомментировал важность мероприятия для обеих сторон:

«У нас состоялся круглый стол между диаспорой и Российской академией наук, представленной президентом РАН, вице-президентом РАН и начальником управления международного сотрудничества РАН. Это важно потому, что РАН - это важный компонент российской научной экосистемы, академия, признанная в мире, пользующийся значительным уважением. В этом плане наш разговор был с руководством РАН уже не первым. Мы и до этого разговаривали на протяжении некоторого времени, и даже должны были встретиться для обсуждения этих вопросов в более глубоком формате, посвятить обсуждениям целый день в Вашингтоне. В этом марте был запланирован приезд президента РАН А.М. Сергеева в Вашингтон по делам, связанным с подписанием договора о сотрудничестве с Национальной академией наук США. Мы предполагали провести отдельную консультацию с ним и другими представителями РАН с российско-американскими представителями RASA. Тогда всё сорвалось, потому что началась пандемия коронавируса, и мы приняли решение провести беседу в публичном формате и обозначить какие-то важные вопросы международного сотрудничества. Я считаю, что состоялась полезная и конструктивная дискуссия. Она важна как для РАН, так и для диаспоры, потому что нас, опять же, объединяет любовь к науке, любовь и добрососедские чувства по отношению к российским учёным. В институциональном плане мне кажется, что РАН – это правильный партнёр в нынешнем климате, и, конечно, мы готовы всячески способствовать укреплению качества науки, образования и всего остального. Учитывая интенсивный характер всей конференции, которая идёт непрерывно уже вторые сутки, во время круглого стола всего за час мы выделили несколько довольно важных пунктов. Дальше мы будем над этим работать. Я лично буду предпринимать все усилия в этой работе, так как я одновременно являюсь ещё и членом РАН. Я думаю, что и новые, и бывшие президенты RASA, члены ассоциации будут активно работать с российскими учёными в этих направлениях. Все эти действия направлены на то, чтобы сохранить интеллектуальный потенциал и добрую волю».